Катхакали – народный театр Индии


В южный индийский штат Керала известен красочным и впечатляющим танцевальным представлением Катхакали. Это традиционный народный театр, вобравший в себя пантомиму, танец, вокальное и инструментальное сопровождение, а так же элементы цирковой акробатики. В основе представления лежит индийский эпос, повествование поэм «Махабхараты» и «Рамаяны».

Самое удивительное, что все роли исполняют мужчины, их игра передается с помощь мимики и позиций рук. Их лица покрыты толстым слоем грима, который дополняют невероятные костюмы. Актеры передают текст жестами и мимикой, а повествование ведется вокальным сопровождением и музыкой. Возник театр еще в давние века, но окончательно сформировался этот стиль игры лишь в XVII веке.

История возникновения театра Катхакали.

Изначально Катхакали представлял собой ритуальный танец и исполнялся в храмах или под открытым небом. Ритуал поклонения индийским богам, главным покровителем которого был бог Шива, бог индуизма. Сказатели (чакиары) читали стихи на санскрите, а затем объясняли текст на языке местных жителей, используя при этом мимику и жесты. Позже его заменил актер, сопровождая повествование танцем. И в те времена это представление называли Кутияттам (коллективный танец). Пантомимическая танцевальная драма рассказывала о богах и демонах, их любви и ненависти. Зрителями были местные крестьяне, для которых это действие было просветом среди будничных забот.


Даже во времена мусульманских захватов, театр не прекратил своего существования, а подстроился под условия и на главный план вышел танец и искусство грима. Традиционно Катхакали исполнялся под открытым небом, и действие длилось до утра. Современный вид это искусство приобрело лишь в XVII веке, благодаря покровителям того времени - поэту Тхампурануму и махарадже Туруналу.

Учение мастерству Катхакали.

В театре Катхакали роли исполняют только мужчины, для того, чтобы стать актером, они учатся не менее 10 лет сутки напролет. В школы их берут с 10 - 12 лет, где они обучаются творчески использовать возможности тела и разума. Каждый день им делают массаж с применением специальных масел, расслабляющих мускулатуру и суставы, чтобы сделать их более эластичными. Этот массаж довольно болезненный, делают его с помощью ступней, разминают каждый суставчик, мускул и нерв. Ни одна часть тела не остается без внимания, таким образом, ученики начинают чувствовать каждую частичку своего тела. После этого они принимают расслабляющую ванну.

Тренировкам поддается не только тело, но и мимика лица. Пантомиму преподают учителя без слов, они, как бы общаются с учениками, посредством мимики лица. Особо важны тренировки глаз, на эти тренировки тратят немало усилий и времени. Ученики сидят на полу, скрестив ноги, начинают выполнять, кажется, довольно простые упражнения. Они рисуют зрачками восьмерки, квадраты, водят ими в разные стороны, до тех пор, пока уследить за передвижением станет просто невозможно. Это своеобразная медитация с помощью глаз, ведь занимает немалых усилий и сосредоточенности. При всем этом, двигаться запрещено, необходимо полностью расслабить тело и разум во время тренировки.

На этом тренировки не заканчиваются, далее будущие актеры учатся совладать со своей мимикой. Тренируют движения бровей, подбородка, щек, рта и головы, как по отдельности, так и в композиции. Они должны уметь совладать с каждым мускулом лица, для того, чтобы передать всю глубину образа на сцене.

Танец Катхакали исполняется, в положении полусидя, это неимоверная нагрузка на ноги. Но сам танец должен быть выполнен в непринужденной и легкой форме. Кроме того, необходимо выучить большое количество фигур и движений, при этом понимать значение и настроение каждого. Стоит заметить, что, даже изучив все основы мастерства, каждый актер будет трактовать и исполнять стиль по-своему.


В школе актеры так же учатся мастерству грима, ведь он является неотъемлемой составляющей этого стиля. Все компоненты, используемые при нанесении грима, имеют натуральную основу. В школе рассказывают, как приготовить основу для грима, из каких компонентов и в каких пропорциях. Нанесение грима – процесс продолжительный, поэтому, некоторые актеры могут даже вздремнуть в это время.

Разнообразный мир героев.

Театр Катхакали исполняет драматический эпос Южной Индии. Всего существует семь типов героев: Пачча – благородные герои; Катти – заносчивые и высокомерные; Краснобородые - злодеи и честолюбцы; Белобородые – царские советники, визири; Чернобородые – охотники и лесные люди; Кари – демоны и великаны женского рода; Минукку – жрецы, мудрецы и брахманы.

Представление напоминает интерпретацию разговора немого человека, который посредством жестикуляции передает сообщение, в то время как другой человек, понимающий язык жестов, переводит их на доступный язык. Задача актера заключается в том, что бы передать глубину своей непосредственной роли и сам сюжет повествования. А для трактовки на словесном языке при постановке имеются два поэта-певца, которые с помощью стихов передают смысл выраженный жестикуляцией.

Традиционно, туристам демонстрируют трехчасовое представление, настоящее действие длится более 10 часов, с вечера и до утра. Для индийской публики показывают не только пьесы на тему эпоса, но и классические произведения, адаптированные под стиль театра Катхакали. Это редкое зрелище и о нем обычному туристу узнать непросто, здесь потребуется помощь местного театрала. Но для любителей индийской пантомимы – такое зрелище запомнилось бы намного ярче.

Перед началом представления один из актеров показывает мимику, которая будет встречаться на протяжении пьесы, при этом поэт объясняет значение каждого жеста. Как бы резюмируя, о чем будет представление.

Значение грима в представлении.

Одну из главных ролей в театре Катхакали играет грим актеров. Это не просто красивая картинка на лице, каждому персонажу, соответствует цветовое решение грима. С нанесения, которого, неофициально, начинается само представление. При чем, используются только натуральные компоненты. Представление занимает от трех часов, не учитывая подготовку и время после пьесы. А если это традиционное храмовое представление, то оно занимает более 10 часов. Кроме того, на сцене стоят лампы с кокосовым маслом, которое постоянно коптит. А еще актеры перед выходом на сцену, закладывают за веко измельченное семечко паслена, не только для того, чтобы глаза стали красными, но и для дезинфекции.

Для грима актеры используют измельченные минералы, растительный и древесный сок, пасту из рисовой муки, а основой для всех этих компонентов служит кокосовое масло. Предварительно, еще до нанесения грима, актеры делают массаж лица с растительным соком кора, только после этого на лицо наносятся первые штрихи.

После всех предварительных приготовлений, актеры ложатся на пол, и черным карандашом на их лицо наносится предварительный рисунок. Особое внимание уделяется глазам, актеры наносят четкие линии, довольно удлиненные. Паста из рисовой муки смешивается с лимонным соком и контуром наносится на лицо, этот прием зрительно расширяет его и подчеркивает овал будущей маски. Для тех персонажей, у которых будет борода, в воде разводят полосы рисовой бумаги, что делает ее более стойкой, и наклеивают бороду. После этого гримеры наносят различные цвета краски, которые соответствуют роли актера. Со стороны может показаться, что актер просто отдыхает, пока над ним трудится гример, но это не так. В действительности, ему необходимо абсолютно расслабится, при этом настроиться на будущую роль.

Цветовое решение грима играет важную роль и имеет символический смысл. У отрицательных героев (демоны, духи) в гриме преобладает черный цвет, а глаза выделяют белой краской. На кончике носа и на лбу прикреплены шишки, напоминающие по форме грибы. К зубам крепятся клыки, которые угрожающе торчат изо рта актера. А над бровями рисуют дуги синего и красного цвета. Все это дополняет сценический костюм, лохматый парик, серебряные когти, головной убор и красная борода.

Для исполнителей женских ролей используют желтый цвет, на него клеят блестки и выразительно красят глаза и брови. У благородных героев (цари, боги) преобладает зеленый грим с белым контуром, у героев с пороками (антигерои) в гриме так же преобладает зеленый цвет, наравне с красными линиями на носу и щеках.

Основа сценического костюма – кольцо с плотно набитыми мешками-валиками. Поверх которых крепят пышную юбку из мешков, непосредственно на которую одевают сам костюм. После этого одеваются всевозможные аксессуары, а в самом конце надеваются громоздкие головные уборы. Все эти детали создают завершенный образ. Перед выходом на сцену у актеров есть возможность недолго отдохнуть, настроиться на нужный лад. И только теперь начинается само представление, аналогам которого нет в мире. Ведь задача одного актера заключается не только в том, чтобы исполнить свою роль, но и при этом показать окружающий мир своего героя, будь то цветы, растущие вокруг или чувства к любимой женщине. Все это не может не восторгать зрителя. Это абсолютный театр, как на уровне актерской игры, так и в общем смысле.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Индия

Агра - гордость Индии

Настоящим Божьим творением поистине является индийский город Агра. Известный по всему земному шару своими уникальными дворцами и душистыми садами, территории Агры уступали такие города, как Лондон, Константинополь и Париж
Разделы по теме:

Достопримечательности Индии – Кхаджурахо

Кхаджурахо – огромный храмовый комплекс в центральной части Индии. Всемирную известность комплекс Кхаджурахо приобрел большей частью благодаря скульптурам, которые изображают сцены из Камасутры. Архитектурный комплекс Кхаджурахо признан объектом всемирного культурного наследия

Курорты Индии - Золотой Треугольник

Дели, Агра и Джайпур – красивейшие города Индии, которые образуют «Золотой треугольник». Они расположены на северо-западе страны, в 200 км друг от друга. Каждый из этих уникальных городов обладает неповторимой атмосферой.
Разделы по теме:

Города Индии – Джайпур

Если вам хочется новых ощущений, если хотите посмотреть на удивительное переплетение мусульманской и индуистской культуры, то Джайпур прекрасно подойдет вам в качестве места для отдыха.
Разделы по теме:

Достопримечательности Индии - Храм Бадринатха

Индия – это место на нашей земле, о котором ходят легенды. Место, овеянное мифами и преданиями, а также славившееся своим особым отношением к местным божествам. Именно в их честь в Индии строили храмы, им поклонялись и приносили жертвы. И всё это делалось лишь с одной целью – умилостивить всемогущих владык. Об одном из таких храмов и пойдёт речь в нашей статье. Сегодня мы поговорим о храме Бадринатха.

Экскурсии в Индии - Керала Золотые холмы

Если вы устали от калейдоскопа впечатлений, осмотра древностей, суеты восточного города, позвольте себе расслабиться и отдохнуть среди красот индийской живой природы. В тихом, живописном уголке среди зелени деревьев и тысяч бабочек.
Разделы по теме:

Экскурсии в Индии - Великолепие Старого Гоа

Гоа очаровывает не только своими пляжами, морем, солнцем, но и потрясающими воображение храмами и церквями. Эта экскурсия познакомит вас с бывшей столицей Гоа – Старым Гоа, достигшим своего расцвета во времена колонизации. На ней вы сможете узнать о культурном наследии этого штата и его богатой истории
Разделы по теме:

История индийской йоги

Йога – следствие преодоления противоречивости, обретение абсолютной истины, гармонии с самим собой и окружающим миром. Изучение йоги ведёт к познанию истинности души, которую невозможно понять лишь при помощи интеллекта. Изучая функции своего организма и ума, человек обретает свободу духа. Йога – это, прежде всего, философия, образ жизни
Разделы по теме:

Индийская гордость - город Джодхпур

Джодхпур это самый привлекательный и интересный индийский город, который хорош и знаменит своими памятниками культуры и искусства. Невероятное число роскошных дворцов, незыблемых древних крепостей приведут в восторг даже самого искушенного любителя путешествовать
Разделы по теме:

Достопримечательности Индии - Таванг (монастырь)

Монастырь находится в индийском штате Аруначал-Прадеш и является крупнейшим монастырем в Индии. Был основан близ городка с одноименным названием в северно-западной части штата Аруначал-Прадеш Мерак-Ламой Лодра Гьяцо в конце 17-о века, по желанию Пятого Далай-ламы