Катхакали – народный театр Индии


В южный индийский штат Керала известен красочным и впечатляющим танцевальным представлением Катхакали. Это традиционный народный театр, вобравший в себя пантомиму, танец, вокальное и инструментальное сопровождение, а так же элементы цирковой акробатики. В основе представления лежит индийский эпос, повествование поэм «Махабхараты» и «Рамаяны».

Самое удивительное, что все роли исполняют мужчины, их игра передается с помощь мимики и позиций рук. Их лица покрыты толстым слоем грима, который дополняют невероятные костюмы. Актеры передают текст жестами и мимикой, а повествование ведется вокальным сопровождением и музыкой. Возник театр еще в давние века, но окончательно сформировался этот стиль игры лишь в XVII веке.

История возникновения театра Катхакали.

Изначально Катхакали представлял собой ритуальный танец и исполнялся в храмах или под открытым небом. Ритуал поклонения индийским богам, главным покровителем которого был бог Шива, бог индуизма. Сказатели (чакиары) читали стихи на санскрите, а затем объясняли текст на языке местных жителей, используя при этом мимику и жесты. Позже его заменил актер, сопровождая повествование танцем. И в те времена это представление называли Кутияттам (коллективный танец). Пантомимическая танцевальная драма рассказывала о богах и демонах, их любви и ненависти. Зрителями были местные крестьяне, для которых это действие было просветом среди будничных забот.


Даже во времена мусульманских захватов, театр не прекратил своего существования, а подстроился под условия и на главный план вышел танец и искусство грима. Традиционно Катхакали исполнялся под открытым небом, и действие длилось до утра. Современный вид это искусство приобрело лишь в XVII веке, благодаря покровителям того времени - поэту Тхампурануму и махарадже Туруналу.

Учение мастерству Катхакали.

В театре Катхакали роли исполняют только мужчины, для того, чтобы стать актером, они учатся не менее 10 лет сутки напролет. В школы их берут с 10 - 12 лет, где они обучаются творчески использовать возможности тела и разума. Каждый день им делают массаж с применением специальных масел, расслабляющих мускулатуру и суставы, чтобы сделать их более эластичными. Этот массаж довольно болезненный, делают его с помощью ступней, разминают каждый суставчик, мускул и нерв. Ни одна часть тела не остается без внимания, таким образом, ученики начинают чувствовать каждую частичку своего тела. После этого они принимают расслабляющую ванну.

Тренировкам поддается не только тело, но и мимика лица. Пантомиму преподают учителя без слов, они, как бы общаются с учениками, посредством мимики лица. Особо важны тренировки глаз, на эти тренировки тратят немало усилий и времени. Ученики сидят на полу, скрестив ноги, начинают выполнять, кажется, довольно простые упражнения. Они рисуют зрачками восьмерки, квадраты, водят ими в разные стороны, до тех пор, пока уследить за передвижением станет просто невозможно. Это своеобразная медитация с помощью глаз, ведь занимает немалых усилий и сосредоточенности. При всем этом, двигаться запрещено, необходимо полностью расслабить тело и разум во время тренировки.

На этом тренировки не заканчиваются, далее будущие актеры учатся совладать со своей мимикой. Тренируют движения бровей, подбородка, щек, рта и головы, как по отдельности, так и в композиции. Они должны уметь совладать с каждым мускулом лица, для того, чтобы передать всю глубину образа на сцене.

Танец Катхакали исполняется, в положении полусидя, это неимоверная нагрузка на ноги. Но сам танец должен быть выполнен в непринужденной и легкой форме. Кроме того, необходимо выучить большое количество фигур и движений, при этом понимать значение и настроение каждого. Стоит заметить, что, даже изучив все основы мастерства, каждый актер будет трактовать и исполнять стиль по-своему.


В школе актеры так же учатся мастерству грима, ведь он является неотъемлемой составляющей этого стиля. Все компоненты, используемые при нанесении грима, имеют натуральную основу. В школе рассказывают, как приготовить основу для грима, из каких компонентов и в каких пропорциях. Нанесение грима – процесс продолжительный, поэтому, некоторые актеры могут даже вздремнуть в это время.

Разнообразный мир героев.

Театр Катхакали исполняет драматический эпос Южной Индии. Всего существует семь типов героев: Пачча – благородные герои; Катти – заносчивые и высокомерные; Краснобородые - злодеи и честолюбцы; Белобородые – царские советники, визири; Чернобородые – охотники и лесные люди; Кари – демоны и великаны женского рода; Минукку – жрецы, мудрецы и брахманы.

Представление напоминает интерпретацию разговора немого человека, который посредством жестикуляции передает сообщение, в то время как другой человек, понимающий язык жестов, переводит их на доступный язык. Задача актера заключается в том, что бы передать глубину своей непосредственной роли и сам сюжет повествования. А для трактовки на словесном языке при постановке имеются два поэта-певца, которые с помощью стихов передают смысл выраженный жестикуляцией.

Традиционно, туристам демонстрируют трехчасовое представление, настоящее действие длится более 10 часов, с вечера и до утра. Для индийской публики показывают не только пьесы на тему эпоса, но и классические произведения, адаптированные под стиль театра Катхакали. Это редкое зрелище и о нем обычному туристу узнать непросто, здесь потребуется помощь местного театрала. Но для любителей индийской пантомимы – такое зрелище запомнилось бы намного ярче.

Перед началом представления один из актеров показывает мимику, которая будет встречаться на протяжении пьесы, при этом поэт объясняет значение каждого жеста. Как бы резюмируя, о чем будет представление.

Значение грима в представлении.

Одну из главных ролей в театре Катхакали играет грим актеров. Это не просто красивая картинка на лице, каждому персонажу, соответствует цветовое решение грима. С нанесения, которого, неофициально, начинается само представление. При чем, используются только натуральные компоненты. Представление занимает от трех часов, не учитывая подготовку и время после пьесы. А если это традиционное храмовое представление, то оно занимает более 10 часов. Кроме того, на сцене стоят лампы с кокосовым маслом, которое постоянно коптит. А еще актеры перед выходом на сцену, закладывают за веко измельченное семечко паслена, не только для того, чтобы глаза стали красными, но и для дезинфекции.

Для грима актеры используют измельченные минералы, растительный и древесный сок, пасту из рисовой муки, а основой для всех этих компонентов служит кокосовое масло. Предварительно, еще до нанесения грима, актеры делают массаж лица с растительным соком кора, только после этого на лицо наносятся первые штрихи.

После всех предварительных приготовлений, актеры ложатся на пол, и черным карандашом на их лицо наносится предварительный рисунок. Особое внимание уделяется глазам, актеры наносят четкие линии, довольно удлиненные. Паста из рисовой муки смешивается с лимонным соком и контуром наносится на лицо, этот прием зрительно расширяет его и подчеркивает овал будущей маски. Для тех персонажей, у которых будет борода, в воде разводят полосы рисовой бумаги, что делает ее более стойкой, и наклеивают бороду. После этого гримеры наносят различные цвета краски, которые соответствуют роли актера. Со стороны может показаться, что актер просто отдыхает, пока над ним трудится гример, но это не так. В действительности, ему необходимо абсолютно расслабится, при этом настроиться на будущую роль.

Цветовое решение грима играет важную роль и имеет символический смысл. У отрицательных героев (демоны, духи) в гриме преобладает черный цвет, а глаза выделяют белой краской. На кончике носа и на лбу прикреплены шишки, напоминающие по форме грибы. К зубам крепятся клыки, которые угрожающе торчат изо рта актера. А над бровями рисуют дуги синего и красного цвета. Все это дополняет сценический костюм, лохматый парик, серебряные когти, головной убор и красная борода.

Для исполнителей женских ролей используют желтый цвет, на него клеят блестки и выразительно красят глаза и брови. У благородных героев (цари, боги) преобладает зеленый грим с белым контуром, у героев с пороками (антигерои) в гриме так же преобладает зеленый цвет, наравне с красными линиями на носу и щеках.

Основа сценического костюма – кольцо с плотно набитыми мешками-валиками. Поверх которых крепят пышную юбку из мешков, непосредственно на которую одевают сам костюм. После этого одеваются всевозможные аксессуары, а в самом конце надеваются громоздкие головные уборы. Все эти детали создают завершенный образ. Перед выходом на сцену у актеров есть возможность недолго отдохнуть, настроиться на нужный лад. И только теперь начинается само представление, аналогам которого нет в мире. Ведь задача одного актера заключается не только в том, чтобы исполнить свою роль, но и при этом показать окружающий мир своего героя, будь то цветы, растущие вокруг или чувства к любимой женщине. Все это не может не восторгать зрителя. Это абсолютный театр, как на уровне актерской игры, так и в общем смысле.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Индия

Экскурсии в Индии - Классическая Индия

Индия – это страна благовоний, загадок и богатой истории. Для тех, кому надоело отдыхать на пляжах и для любителей истории и новых впечатлений, предоставлена возможность посетить экскурсию под названием «Классическая Индия».
Разделы по теме:

Священные города Индии - Качипурам

Канчипурам или Канчи – город, расположенный в штате Тамил-Наду в южной части Индии. Это единственный из семи священных городов, находящийся на юге страны, остальные сосредоточены в ее северной части. Является культурным и религиозным центром, местом, где учатся и обучают других ученые и философы, и самым старым городом в Южной Индии. Его называют храмом тысячи храмов и гопур – пирамидальных башен перед входом в храмы, типичных сооружений для Южной Индии. Этот город славится шелковыми изделиями ручной работы
Разделы по теме:

Достопримечательности Индии - Тадж-Махал

Тадж-Махал является памятником индийской архитектуры периода Великих Моголов. Мавзолей был сооружён на берегу реки Джамна, недалеко от г. Агра. Тадж-Махал - это памятник - мавзолей, который рассказывает о самом светлом чувстве - любви правителя династии Великих Монголов к своей супруге по имени Мумтаз Махал. Тадж-Махал, называют восьмым чудом света.

Штаты Индии – Гуджарат

Гуджарат – самый западный из Индийский штатов. Столица – город Гандинагар, но он не является самым крупным городом штата. Самый крупный город Ахмадабад . Весь штат разбит на 26 округов. Гуджарат находится на границе с Пакистаном, в юго-восточной его части.
Разделы по теме:

Экскурсии в Индии - загадки Тадж-Махала

Тадж-Махал – пожалуй, первое, что приходит на ум, когда речь заходит об Индии. Красивая легенда в камне, беломраморная история любви, Тадж-Махал – поистине чудесное произведение искусства индийской архитектуры. Тем, кто собирается в Индию, советуем обязательно посетить это волшебное место, а тем, кто однажды побывал там, наверняка захочется возвращаться туда снова и снова.
Разделы по теме:

Дели - город искусства и истории

Индия страна с многовековой историей. Столицей ее является город Дели. Здесь сосредоточено множество памятников архитектуры и истории, ведь история города насчитывает более 3000 лет. Многие династии императоров, религия, менталитет жителей сформировали прочные и неколебимые традиции. Дели является примером сочетания тысячелетней истории и современный технологических достижений.
Разделы по теме:

Курорты Индии - Гоа назад в прошлое

Еще совсем недавно про Гоа знали только самые продвинутые люди Москвы и Питера. А сегодня об это удивительном месте говорит почти каждый житель планеты. По легенде этот райский уголок сотворил бог Парашурама. Стоя на одной из гор Западных Гат, бог запустил стрелу в море и велел волнам отойти от берега до места упавшей стрелы, где образовалась земля. Это сказочное место создатель наделил великолепной природой, ласковым солнцем, золотым песком, пальмовыми рощами, лазурной водой
Разделы по теме:

Достопримечательности Индии - Пещеры Джуннара

Пещеры Джуннара - ряд древних индийских пещерных храмов, состоящий из нескольких групп вблизи города Джуннар, в районе Пуна (Пуне) штата Махараштра. Джуннар древнеиндийское поселение, поэтому долина реки и город, который в ней расположен, просто опутан историческими и религиозными достопримечательностями разных периодов в истории Индии. Всего в окрестностях города насчитывается порядка 200 независимых археологических районов

Экскурсии в Индии - Джайпур Крепость-дворец Амбер

В 270 километрах от Индийской столицы, в штате Раджастан находится город Джайпур, один из самых красивейших городов во всей юго-восточной Азии. Из-за камня красноватого оттенка, из которого построен город, его часто называют «розовым городом». Неподалеку от Джайпура, чуть менее чем в пяти километрах, расположена древняя крепость, Амбер, сегодня уже не играющая никакой военной роли, а являющейся памятником древней архитектуры.
Разделы по теме:

Экскурсии в Индии - Хайдарабад Храм Вирупакша

Экскурсия позволяет посетить один из прекраснейших памятников южной части ГОА – храм Вирупакши, который до сих пор является действующим и сотни тысяч паломников ежегодно приезжают сюда
Разделы по теме: