Катхакали – народный театр Индии


В южный индийский штат Керала известен красочным и впечатляющим танцевальным представлением Катхакали. Это традиционный народный театр, вобравший в себя пантомиму, танец, вокальное и инструментальное сопровождение, а так же элементы цирковой акробатики. В основе представления лежит индийский эпос, повествование поэм «Махабхараты» и «Рамаяны».

Самое удивительное, что все роли исполняют мужчины, их игра передается с помощь мимики и позиций рук. Их лица покрыты толстым слоем грима, который дополняют невероятные костюмы. Актеры передают текст жестами и мимикой, а повествование ведется вокальным сопровождением и музыкой. Возник театр еще в давние века, но окончательно сформировался этот стиль игры лишь в XVII веке.

История возникновения театра Катхакали.

Изначально Катхакали представлял собой ритуальный танец и исполнялся в храмах или под открытым небом. Ритуал поклонения индийским богам, главным покровителем которого был бог Шива, бог индуизма. Сказатели (чакиары) читали стихи на санскрите, а затем объясняли текст на языке местных жителей, используя при этом мимику и жесты. Позже его заменил актер, сопровождая повествование танцем. И в те времена это представление называли Кутияттам (коллективный танец). Пантомимическая танцевальная драма рассказывала о богах и демонах, их любви и ненависти. Зрителями были местные крестьяне, для которых это действие было просветом среди будничных забот.


Даже во времена мусульманских захватов, театр не прекратил своего существования, а подстроился под условия и на главный план вышел танец и искусство грима. Традиционно Катхакали исполнялся под открытым небом, и действие длилось до утра. Современный вид это искусство приобрело лишь в XVII веке, благодаря покровителям того времени - поэту Тхампурануму и махарадже Туруналу.

Учение мастерству Катхакали.

В театре Катхакали роли исполняют только мужчины, для того, чтобы стать актером, они учатся не менее 10 лет сутки напролет. В школы их берут с 10 - 12 лет, где они обучаются творчески использовать возможности тела и разума. Каждый день им делают массаж с применением специальных масел, расслабляющих мускулатуру и суставы, чтобы сделать их более эластичными. Этот массаж довольно болезненный, делают его с помощью ступней, разминают каждый суставчик, мускул и нерв. Ни одна часть тела не остается без внимания, таким образом, ученики начинают чувствовать каждую частичку своего тела. После этого они принимают расслабляющую ванну.

Тренировкам поддается не только тело, но и мимика лица. Пантомиму преподают учителя без слов, они, как бы общаются с учениками, посредством мимики лица. Особо важны тренировки глаз, на эти тренировки тратят немало усилий и времени. Ученики сидят на полу, скрестив ноги, начинают выполнять, кажется, довольно простые упражнения. Они рисуют зрачками восьмерки, квадраты, водят ими в разные стороны, до тех пор, пока уследить за передвижением станет просто невозможно. Это своеобразная медитация с помощью глаз, ведь занимает немалых усилий и сосредоточенности. При всем этом, двигаться запрещено, необходимо полностью расслабить тело и разум во время тренировки.

На этом тренировки не заканчиваются, далее будущие актеры учатся совладать со своей мимикой. Тренируют движения бровей, подбородка, щек, рта и головы, как по отдельности, так и в композиции. Они должны уметь совладать с каждым мускулом лица, для того, чтобы передать всю глубину образа на сцене.

Танец Катхакали исполняется, в положении полусидя, это неимоверная нагрузка на ноги. Но сам танец должен быть выполнен в непринужденной и легкой форме. Кроме того, необходимо выучить большое количество фигур и движений, при этом понимать значение и настроение каждого. Стоит заметить, что, даже изучив все основы мастерства, каждый актер будет трактовать и исполнять стиль по-своему.


В школе актеры так же учатся мастерству грима, ведь он является неотъемлемой составляющей этого стиля. Все компоненты, используемые при нанесении грима, имеют натуральную основу. В школе рассказывают, как приготовить основу для грима, из каких компонентов и в каких пропорциях. Нанесение грима – процесс продолжительный, поэтому, некоторые актеры могут даже вздремнуть в это время.

Разнообразный мир героев.

Театр Катхакали исполняет драматический эпос Южной Индии. Всего существует семь типов героев: Пачча – благородные герои; Катти – заносчивые и высокомерные; Краснобородые - злодеи и честолюбцы; Белобородые – царские советники, визири; Чернобородые – охотники и лесные люди; Кари – демоны и великаны женского рода; Минукку – жрецы, мудрецы и брахманы.

Представление напоминает интерпретацию разговора немого человека, который посредством жестикуляции передает сообщение, в то время как другой человек, понимающий язык жестов, переводит их на доступный язык. Задача актера заключается в том, что бы передать глубину своей непосредственной роли и сам сюжет повествования. А для трактовки на словесном языке при постановке имеются два поэта-певца, которые с помощью стихов передают смысл выраженный жестикуляцией.

Традиционно, туристам демонстрируют трехчасовое представление, настоящее действие длится более 10 часов, с вечера и до утра. Для индийской публики показывают не только пьесы на тему эпоса, но и классические произведения, адаптированные под стиль театра Катхакали. Это редкое зрелище и о нем обычному туристу узнать непросто, здесь потребуется помощь местного театрала. Но для любителей индийской пантомимы – такое зрелище запомнилось бы намного ярче.

Перед началом представления один из актеров показывает мимику, которая будет встречаться на протяжении пьесы, при этом поэт объясняет значение каждого жеста. Как бы резюмируя, о чем будет представление.

Значение грима в представлении.

Одну из главных ролей в театре Катхакали играет грим актеров. Это не просто красивая картинка на лице, каждому персонажу, соответствует цветовое решение грима. С нанесения, которого, неофициально, начинается само представление. При чем, используются только натуральные компоненты. Представление занимает от трех часов, не учитывая подготовку и время после пьесы. А если это традиционное храмовое представление, то оно занимает более 10 часов. Кроме того, на сцене стоят лампы с кокосовым маслом, которое постоянно коптит. А еще актеры перед выходом на сцену, закладывают за веко измельченное семечко паслена, не только для того, чтобы глаза стали красными, но и для дезинфекции.

Для грима актеры используют измельченные минералы, растительный и древесный сок, пасту из рисовой муки, а основой для всех этих компонентов служит кокосовое масло. Предварительно, еще до нанесения грима, актеры делают массаж лица с растительным соком кора, только после этого на лицо наносятся первые штрихи.

После всех предварительных приготовлений, актеры ложатся на пол, и черным карандашом на их лицо наносится предварительный рисунок. Особое внимание уделяется глазам, актеры наносят четкие линии, довольно удлиненные. Паста из рисовой муки смешивается с лимонным соком и контуром наносится на лицо, этот прием зрительно расширяет его и подчеркивает овал будущей маски. Для тех персонажей, у которых будет борода, в воде разводят полосы рисовой бумаги, что делает ее более стойкой, и наклеивают бороду. После этого гримеры наносят различные цвета краски, которые соответствуют роли актера. Со стороны может показаться, что актер просто отдыхает, пока над ним трудится гример, но это не так. В действительности, ему необходимо абсолютно расслабится, при этом настроиться на будущую роль.

Цветовое решение грима играет важную роль и имеет символический смысл. У отрицательных героев (демоны, духи) в гриме преобладает черный цвет, а глаза выделяют белой краской. На кончике носа и на лбу прикреплены шишки, напоминающие по форме грибы. К зубам крепятся клыки, которые угрожающе торчат изо рта актера. А над бровями рисуют дуги синего и красного цвета. Все это дополняет сценический костюм, лохматый парик, серебряные когти, головной убор и красная борода.

Для исполнителей женских ролей используют желтый цвет, на него клеят блестки и выразительно красят глаза и брови. У благородных героев (цари, боги) преобладает зеленый грим с белым контуром, у героев с пороками (антигерои) в гриме так же преобладает зеленый цвет, наравне с красными линиями на носу и щеках.

Основа сценического костюма – кольцо с плотно набитыми мешками-валиками. Поверх которых крепят пышную юбку из мешков, непосредственно на которую одевают сам костюм. После этого одеваются всевозможные аксессуары, а в самом конце надеваются громоздкие головные уборы. Все эти детали создают завершенный образ. Перед выходом на сцену у актеров есть возможность недолго отдохнуть, настроиться на нужный лад. И только теперь начинается само представление, аналогам которого нет в мире. Ведь задача одного актера заключается не только в том, чтобы исполнить свою роль, но и при этом показать окружающий мир своего героя, будь то цветы, растущие вокруг или чувства к любимой женщине. Все это не может не восторгать зрителя. Это абсолютный театр, как на уровне актерской игры, так и в общем смысле.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Индия

Экскурсии в Индии - Золотой Треугольник Индии VIP

Если главной вашей целью является посетить как можно больше исторических мест, познакомиться и по глубже узнать культуру Индии, ее памятники архитектуры, то тур «Золотой треугольник» именно для вас. Этот тур охватывает три самых важных, с исторической и культурной точки зрения, города Индии: Дели, Агра и Джайпур. Все города расположены в центральной части Индии.
Разделы по теме:

Аюрведа – первая школа медицины родом из Индии

Аюрведа считается одной из старейших наук врачебного искусства, которая положила начало современной медицине. Принято считать, что дословный перевод звучит как «знание о жизни», причем подразумевается долгая и здоровая жизнь. Во все времена люди искали возможность продлить себе жизнь, что уж говорить о современном периоде, когда загрязнение окружающей среды достигло такого уровня, что встретить здорового человека практически невозможно. Поэтому на протяжении 9 тысяч лет не исчезает живой интерес к сокровенным постулатам аюрведы
Разделы по теме:

Достопримечательности Индии - Умайд-Бхаван

Дворец Умайн-Бхаван является одной из самых больших частных резиденций в мире. Расположен на северо-западе Индии в штате Раджастхан в Джодхпуре. Это второй по величине город штата. Дворец носит имя деда его нынешнего владельца Гадж Сингха II, махараджи Умайда Сингха

Хава Махал – дворец, где живут ветра

Джайпур – город на юго-западе индии, является столицей Раджастана, одного из штатов Индии. Город щедр на достопримечательности, невозможно определить, что является его главной изюминкой. Наверное, каждый человек определяет ее для себя. Но нельзя не выделить одно прекрасное творение в центре Нового Джайпура – Хава Махал. Его еще называют Дворцом Ветров, не потому, что он имеет мифическую основу, а из-за его непосредственной функции – вентиляции дворца. Несмотря на то, что современный Джайпур является оживленным мегаполисом, старинные сооружения в нем берегут и регулярно реставрируют
Разделы по теме:

Туристические заметки о достопримечательностях Танджура (Индия)

Южная Индия – это сокровищница новых впечатлений и удивительных открытий. Главной особенностью Южной Индии является более религиозное население, где в каждом городе есть уникальный храм, вокруг которого и раскидываются улочки и дома. К одному из интереснейших городов в Южной Индии относится Танджур или, как его еще называют, Танджавур
Разделы по теме:

Экскурсии в Индии - Дудхсагар

Надо проехать весь штат Гоа до самых Западных Гат, чтобы увидеть природное чудо – трехсотметровый водопад Дудхсагар. Название ему дала легенда, как и многим местам Индии. Вас ждет настоящее «сафари» на джипах по джунглям заповедника Бхагван Махавир и еще много прекрасного. Статья будет интересна любителям путешествий в места нетронутые цивилизацией
Разделы по теме:

Достопримечательности Индии - Храм Бадринатха

Индия – это место на нашей земле, о котором ходят легенды. Место, овеянное мифами и преданиями, а также славившееся своим особым отношением к местным божествам. Именно в их честь в Индии строили храмы, им поклонялись и приносили жертвы. И всё это делалось лишь с одной целью – умилостивить всемогущих владык. Об одном из таких храмов и пойдёт речь в нашей статье. Сегодня мы поговорим о храме Бадринатха.

Достопримечательности Индии - Храм Лакшминараян

Индийцы также как и любой другой народ являются верующими. Именно поэтому они почти в каждом городе строят храмы в честь своих богов. Храм Ланкшминараян не стал исключением. Это здание было построено для поклонения божественным супругам Кришне и Лакшми

Курорты Индии Амритсар

Амритсар – это город, который находится в северной Индии. Одновременно город является железнодорожным узлом и важным текстильным центром на севере Индии. В этом городе хорошо развито производство тканей (шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных), ковров, изделий из кости, металла и кожи.
Разделы по теме:

Достопримечательности Индии - Храм Лотоса

В индийском городе Нью-Дели расположился необычайный современный архитектурный памятник - Храм Лотоса. Он имеет такое название благодаря своей удивительной форме, поскольку здание храма собой представляет огромный цветок лотоса, словно выросший из воды