Катхакали – народный театр Индии


В южный индийский штат Керала известен красочным и впечатляющим танцевальным представлением Катхакали. Это традиционный народный театр, вобравший в себя пантомиму, танец, вокальное и инструментальное сопровождение, а так же элементы цирковой акробатики. В основе представления лежит индийский эпос, повествование поэм «Махабхараты» и «Рамаяны».

Самое удивительное, что все роли исполняют мужчины, их игра передается с помощь мимики и позиций рук. Их лица покрыты толстым слоем грима, который дополняют невероятные костюмы. Актеры передают текст жестами и мимикой, а повествование ведется вокальным сопровождением и музыкой. Возник театр еще в давние века, но окончательно сформировался этот стиль игры лишь в XVII веке.

История возникновения театра Катхакали.

Изначально Катхакали представлял собой ритуальный танец и исполнялся в храмах или под открытым небом. Ритуал поклонения индийским богам, главным покровителем которого был бог Шива, бог индуизма. Сказатели (чакиары) читали стихи на санскрите, а затем объясняли текст на языке местных жителей, используя при этом мимику и жесты. Позже его заменил актер, сопровождая повествование танцем. И в те времена это представление называли Кутияттам (коллективный танец). Пантомимическая танцевальная драма рассказывала о богах и демонах, их любви и ненависти. Зрителями были местные крестьяне, для которых это действие было просветом среди будничных забот.


Даже во времена мусульманских захватов, театр не прекратил своего существования, а подстроился под условия и на главный план вышел танец и искусство грима. Традиционно Катхакали исполнялся под открытым небом, и действие длилось до утра. Современный вид это искусство приобрело лишь в XVII веке, благодаря покровителям того времени - поэту Тхампурануму и махарадже Туруналу.

Учение мастерству Катхакали.

В театре Катхакали роли исполняют только мужчины, для того, чтобы стать актером, они учатся не менее 10 лет сутки напролет. В школы их берут с 10 - 12 лет, где они обучаются творчески использовать возможности тела и разума. Каждый день им делают массаж с применением специальных масел, расслабляющих мускулатуру и суставы, чтобы сделать их более эластичными. Этот массаж довольно болезненный, делают его с помощью ступней, разминают каждый суставчик, мускул и нерв. Ни одна часть тела не остается без внимания, таким образом, ученики начинают чувствовать каждую частичку своего тела. После этого они принимают расслабляющую ванну.

Тренировкам поддается не только тело, но и мимика лица. Пантомиму преподают учителя без слов, они, как бы общаются с учениками, посредством мимики лица. Особо важны тренировки глаз, на эти тренировки тратят немало усилий и времени. Ученики сидят на полу, скрестив ноги, начинают выполнять, кажется, довольно простые упражнения. Они рисуют зрачками восьмерки, квадраты, водят ими в разные стороны, до тех пор, пока уследить за передвижением станет просто невозможно. Это своеобразная медитация с помощью глаз, ведь занимает немалых усилий и сосредоточенности. При всем этом, двигаться запрещено, необходимо полностью расслабить тело и разум во время тренировки.

На этом тренировки не заканчиваются, далее будущие актеры учатся совладать со своей мимикой. Тренируют движения бровей, подбородка, щек, рта и головы, как по отдельности, так и в композиции. Они должны уметь совладать с каждым мускулом лица, для того, чтобы передать всю глубину образа на сцене.

Танец Катхакали исполняется, в положении полусидя, это неимоверная нагрузка на ноги. Но сам танец должен быть выполнен в непринужденной и легкой форме. Кроме того, необходимо выучить большое количество фигур и движений, при этом понимать значение и настроение каждого. Стоит заметить, что, даже изучив все основы мастерства, каждый актер будет трактовать и исполнять стиль по-своему.


В школе актеры так же учатся мастерству грима, ведь он является неотъемлемой составляющей этого стиля. Все компоненты, используемые при нанесении грима, имеют натуральную основу. В школе рассказывают, как приготовить основу для грима, из каких компонентов и в каких пропорциях. Нанесение грима – процесс продолжительный, поэтому, некоторые актеры могут даже вздремнуть в это время.

Разнообразный мир героев.

Театр Катхакали исполняет драматический эпос Южной Индии. Всего существует семь типов героев: Пачча – благородные герои; Катти – заносчивые и высокомерные; Краснобородые - злодеи и честолюбцы; Белобородые – царские советники, визири; Чернобородые – охотники и лесные люди; Кари – демоны и великаны женского рода; Минукку – жрецы, мудрецы и брахманы.

Представление напоминает интерпретацию разговора немого человека, который посредством жестикуляции передает сообщение, в то время как другой человек, понимающий язык жестов, переводит их на доступный язык. Задача актера заключается в том, что бы передать глубину своей непосредственной роли и сам сюжет повествования. А для трактовки на словесном языке при постановке имеются два поэта-певца, которые с помощью стихов передают смысл выраженный жестикуляцией.

Традиционно, туристам демонстрируют трехчасовое представление, настоящее действие длится более 10 часов, с вечера и до утра. Для индийской публики показывают не только пьесы на тему эпоса, но и классические произведения, адаптированные под стиль театра Катхакали. Это редкое зрелище и о нем обычному туристу узнать непросто, здесь потребуется помощь местного театрала. Но для любителей индийской пантомимы – такое зрелище запомнилось бы намного ярче.

Перед началом представления один из актеров показывает мимику, которая будет встречаться на протяжении пьесы, при этом поэт объясняет значение каждого жеста. Как бы резюмируя, о чем будет представление.

Значение грима в представлении.

Одну из главных ролей в театре Катхакали играет грим актеров. Это не просто красивая картинка на лице, каждому персонажу, соответствует цветовое решение грима. С нанесения, которого, неофициально, начинается само представление. При чем, используются только натуральные компоненты. Представление занимает от трех часов, не учитывая подготовку и время после пьесы. А если это традиционное храмовое представление, то оно занимает более 10 часов. Кроме того, на сцене стоят лампы с кокосовым маслом, которое постоянно коптит. А еще актеры перед выходом на сцену, закладывают за веко измельченное семечко паслена, не только для того, чтобы глаза стали красными, но и для дезинфекции.

Для грима актеры используют измельченные минералы, растительный и древесный сок, пасту из рисовой муки, а основой для всех этих компонентов служит кокосовое масло. Предварительно, еще до нанесения грима, актеры делают массаж лица с растительным соком кора, только после этого на лицо наносятся первые штрихи.

После всех предварительных приготовлений, актеры ложатся на пол, и черным карандашом на их лицо наносится предварительный рисунок. Особое внимание уделяется глазам, актеры наносят четкие линии, довольно удлиненные. Паста из рисовой муки смешивается с лимонным соком и контуром наносится на лицо, этот прием зрительно расширяет его и подчеркивает овал будущей маски. Для тех персонажей, у которых будет борода, в воде разводят полосы рисовой бумаги, что делает ее более стойкой, и наклеивают бороду. После этого гримеры наносят различные цвета краски, которые соответствуют роли актера. Со стороны может показаться, что актер просто отдыхает, пока над ним трудится гример, но это не так. В действительности, ему необходимо абсолютно расслабится, при этом настроиться на будущую роль.

Цветовое решение грима играет важную роль и имеет символический смысл. У отрицательных героев (демоны, духи) в гриме преобладает черный цвет, а глаза выделяют белой краской. На кончике носа и на лбу прикреплены шишки, напоминающие по форме грибы. К зубам крепятся клыки, которые угрожающе торчат изо рта актера. А над бровями рисуют дуги синего и красного цвета. Все это дополняет сценический костюм, лохматый парик, серебряные когти, головной убор и красная борода.

Для исполнителей женских ролей используют желтый цвет, на него клеят блестки и выразительно красят глаза и брови. У благородных героев (цари, боги) преобладает зеленый грим с белым контуром, у героев с пороками (антигерои) в гриме так же преобладает зеленый цвет, наравне с красными линиями на носу и щеках.

Основа сценического костюма – кольцо с плотно набитыми мешками-валиками. Поверх которых крепят пышную юбку из мешков, непосредственно на которую одевают сам костюм. После этого одеваются всевозможные аксессуары, а в самом конце надеваются громоздкие головные уборы. Все эти детали создают завершенный образ. Перед выходом на сцену у актеров есть возможность недолго отдохнуть, настроиться на нужный лад. И только теперь начинается само представление, аналогам которого нет в мире. Ведь задача одного актера заключается не только в том, чтобы исполнить свою роль, но и при этом показать окружающий мир своего героя, будь то цветы, растущие вокруг или чувства к любимой женщине. Все это не может не восторгать зрителя. Это абсолютный театр, как на уровне актерской игры, так и в общем смысле.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Индия

Достопримечательности Индии - Гробница Адам-Хана

Гробница Адам – Хана – величественный памятник средневековой архитектуры, история которого заставляет задуматься о цене человеческой жизни. На данный момент это сооружение находится под надзором департамента Министерства культуры Индии

Свадьба на Гоа (символическая церемония)

В настоящее время стало очень популярно проводить свадебную церемонию во второй раз в каком-нибудь экзотическом месте только для двух влюбленных без большого количества родственников и друзей. В этой статье вы найдете разные варианты свадеб на Гоа
Разделы по теме:

Достопримечательности Индии – храмовый комплекс Махабалипурам

Индия - исконная родина и обитель буддизма. Поэтому только в этой стране есть большое количество уникальных памятников этой религии. Об одном из самых значительных из них пойдет речь в данной статье.

Достопримечательности Индии - Форт в Агре

Это удивительное и знаменательное в истории Индии место, неоднократно описано в произведениях великих писателей. Например, Артур Конан Дойл повествует об этой достопримечательности в своем бестселлере о Шерлоке Холмсе «Сокровища Агры», а фантаст Жюль Верн - в «20 тысячах лье под водой» рассказывает о помощи капитана Немо восставшим сипаям. Все правильно, это чудо старины называется Красный форт Агры или дворец Акбарабад, главная правительственная резиденция Великих Моголов

Экскурсии в Индии – обзорная поездка в Кочин

Город Кочин находится на нескольких островах, полуостровах и главной территории: сам город-порт, основа морского флота и торговая столица - Керала. Город Кочин в большинстве случаев зовут "королевой Аравийского моря". Этот город чаще всего называют торговой столицей Кералы. Здесь производятся сделки по покупке древесины, морепродуктов, кокосового волокна, орехов кешью, специй, кофе, чая и каучука.
Разделы по теме:

Экскурсии в Индии - Золотой треугольник + Гвалиор + Храмы Любви + Гималаи

В программу этой удивительной экскурсии входит знакомство с прекрасными городами Индии, а также посещение храмов и путешествие в Гималаи. «Золотым треугольником», является экскурсия по трем городам штата Раджастан, это Джайпур, Дели, Агра.
Разделы по теме:

Экскурсии в Индии - Тадж-Махал

Наверное, нет человека, который ни разу в жизни не видел бы изображения Тадж-Махала, великолепного белоснежного дворца, с четырьмя башнями-минаретами. Но увидеть фотографию или видео по телевизору – это одно, а вот посетить величественную красоту вживую – это совсем другое. При поездке в Индию, обязательно посетите этот памятник архитектуры. Впечатления от экскурсии будут едва ли не самыми яркими и запоминающимися в Вашей жизни.
Разделы по теме:

Достопримечательности Индии - Храм Махабодхи

Желающим увидеть место, где зарождался буддизм, следует отправиться в Храм Махабодхи, тихое и спокойное местечко в небольшом, но шумном городке Бодх-Гая в штате Бихар. Сюда прибывают сотни тысяч людей со всех уголков света. С 2002 года Бод-Гая является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО

Достопримечательности Индии – Коннот-Плейс

Патриархальная Индия в представлении большинства туристов это: древние храмы, монахи, погруженные в себя, и уникальная жизненная философия индийцев, не похожая ни на какую другую. Казалось бы, здесь своя собственная цивилизация, куда технический прогресс еще не успел проникнуть. Но Индия удивляет своего гостя на каждом шагу. Стоит туристу оказаться в Нью-Дели, как он погружается в иную атмосферу. Крупные торговые центры, административные комплексы, современные отели и рестораны, небоскребы – все по высшему слову науки и техники. Добро пожаловать!

Города Индии – Мапуса

Город Мапуса – столица Северного Гоа, важнейший торговый центр этого региона. Главная достопримечательность Мапусы – пятничный рынок.
Разделы по теме: