Катхакали – народный театр Индии


В южный индийский штат Керала известен красочным и впечатляющим танцевальным представлением Катхакали. Это традиционный народный театр, вобравший в себя пантомиму, танец, вокальное и инструментальное сопровождение, а так же элементы цирковой акробатики. В основе представления лежит индийский эпос, повествование поэм «Махабхараты» и «Рамаяны».

Самое удивительное, что все роли исполняют мужчины, их игра передается с помощь мимики и позиций рук. Их лица покрыты толстым слоем грима, который дополняют невероятные костюмы. Актеры передают текст жестами и мимикой, а повествование ведется вокальным сопровождением и музыкой. Возник театр еще в давние века, но окончательно сформировался этот стиль игры лишь в XVII веке.

История возникновения театра Катхакали.

Изначально Катхакали представлял собой ритуальный танец и исполнялся в храмах или под открытым небом. Ритуал поклонения индийским богам, главным покровителем которого был бог Шива, бог индуизма. Сказатели (чакиары) читали стихи на санскрите, а затем объясняли текст на языке местных жителей, используя при этом мимику и жесты. Позже его заменил актер, сопровождая повествование танцем. И в те времена это представление называли Кутияттам (коллективный танец). Пантомимическая танцевальная драма рассказывала о богах и демонах, их любви и ненависти. Зрителями были местные крестьяне, для которых это действие было просветом среди будничных забот.


Даже во времена мусульманских захватов, театр не прекратил своего существования, а подстроился под условия и на главный план вышел танец и искусство грима. Традиционно Катхакали исполнялся под открытым небом, и действие длилось до утра. Современный вид это искусство приобрело лишь в XVII веке, благодаря покровителям того времени - поэту Тхампурануму и махарадже Туруналу.

Учение мастерству Катхакали.

В театре Катхакали роли исполняют только мужчины, для того, чтобы стать актером, они учатся не менее 10 лет сутки напролет. В школы их берут с 10 - 12 лет, где они обучаются творчески использовать возможности тела и разума. Каждый день им делают массаж с применением специальных масел, расслабляющих мускулатуру и суставы, чтобы сделать их более эластичными. Этот массаж довольно болезненный, делают его с помощью ступней, разминают каждый суставчик, мускул и нерв. Ни одна часть тела не остается без внимания, таким образом, ученики начинают чувствовать каждую частичку своего тела. После этого они принимают расслабляющую ванну.

Тренировкам поддается не только тело, но и мимика лица. Пантомиму преподают учителя без слов, они, как бы общаются с учениками, посредством мимики лица. Особо важны тренировки глаз, на эти тренировки тратят немало усилий и времени. Ученики сидят на полу, скрестив ноги, начинают выполнять, кажется, довольно простые упражнения. Они рисуют зрачками восьмерки, квадраты, водят ими в разные стороны, до тех пор, пока уследить за передвижением станет просто невозможно. Это своеобразная медитация с помощью глаз, ведь занимает немалых усилий и сосредоточенности. При всем этом, двигаться запрещено, необходимо полностью расслабить тело и разум во время тренировки.

На этом тренировки не заканчиваются, далее будущие актеры учатся совладать со своей мимикой. Тренируют движения бровей, подбородка, щек, рта и головы, как по отдельности, так и в композиции. Они должны уметь совладать с каждым мускулом лица, для того, чтобы передать всю глубину образа на сцене.

Танец Катхакали исполняется, в положении полусидя, это неимоверная нагрузка на ноги. Но сам танец должен быть выполнен в непринужденной и легкой форме. Кроме того, необходимо выучить большое количество фигур и движений, при этом понимать значение и настроение каждого. Стоит заметить, что, даже изучив все основы мастерства, каждый актер будет трактовать и исполнять стиль по-своему.


В школе актеры так же учатся мастерству грима, ведь он является неотъемлемой составляющей этого стиля. Все компоненты, используемые при нанесении грима, имеют натуральную основу. В школе рассказывают, как приготовить основу для грима, из каких компонентов и в каких пропорциях. Нанесение грима – процесс продолжительный, поэтому, некоторые актеры могут даже вздремнуть в это время.

Разнообразный мир героев.

Театр Катхакали исполняет драматический эпос Южной Индии. Всего существует семь типов героев: Пачча – благородные герои; Катти – заносчивые и высокомерные; Краснобородые - злодеи и честолюбцы; Белобородые – царские советники, визири; Чернобородые – охотники и лесные люди; Кари – демоны и великаны женского рода; Минукку – жрецы, мудрецы и брахманы.

Представление напоминает интерпретацию разговора немого человека, который посредством жестикуляции передает сообщение, в то время как другой человек, понимающий язык жестов, переводит их на доступный язык. Задача актера заключается в том, что бы передать глубину своей непосредственной роли и сам сюжет повествования. А для трактовки на словесном языке при постановке имеются два поэта-певца, которые с помощью стихов передают смысл выраженный жестикуляцией.

Традиционно, туристам демонстрируют трехчасовое представление, настоящее действие длится более 10 часов, с вечера и до утра. Для индийской публики показывают не только пьесы на тему эпоса, но и классические произведения, адаптированные под стиль театра Катхакали. Это редкое зрелище и о нем обычному туристу узнать непросто, здесь потребуется помощь местного театрала. Но для любителей индийской пантомимы – такое зрелище запомнилось бы намного ярче.

Перед началом представления один из актеров показывает мимику, которая будет встречаться на протяжении пьесы, при этом поэт объясняет значение каждого жеста. Как бы резюмируя, о чем будет представление.

Значение грима в представлении.

Одну из главных ролей в театре Катхакали играет грим актеров. Это не просто красивая картинка на лице, каждому персонажу, соответствует цветовое решение грима. С нанесения, которого, неофициально, начинается само представление. При чем, используются только натуральные компоненты. Представление занимает от трех часов, не учитывая подготовку и время после пьесы. А если это традиционное храмовое представление, то оно занимает более 10 часов. Кроме того, на сцене стоят лампы с кокосовым маслом, которое постоянно коптит. А еще актеры перед выходом на сцену, закладывают за веко измельченное семечко паслена, не только для того, чтобы глаза стали красными, но и для дезинфекции.

Для грима актеры используют измельченные минералы, растительный и древесный сок, пасту из рисовой муки, а основой для всех этих компонентов служит кокосовое масло. Предварительно, еще до нанесения грима, актеры делают массаж лица с растительным соком кора, только после этого на лицо наносятся первые штрихи.

После всех предварительных приготовлений, актеры ложатся на пол, и черным карандашом на их лицо наносится предварительный рисунок. Особое внимание уделяется глазам, актеры наносят четкие линии, довольно удлиненные. Паста из рисовой муки смешивается с лимонным соком и контуром наносится на лицо, этот прием зрительно расширяет его и подчеркивает овал будущей маски. Для тех персонажей, у которых будет борода, в воде разводят полосы рисовой бумаги, что делает ее более стойкой, и наклеивают бороду. После этого гримеры наносят различные цвета краски, которые соответствуют роли актера. Со стороны может показаться, что актер просто отдыхает, пока над ним трудится гример, но это не так. В действительности, ему необходимо абсолютно расслабится, при этом настроиться на будущую роль.

Цветовое решение грима играет важную роль и имеет символический смысл. У отрицательных героев (демоны, духи) в гриме преобладает черный цвет, а глаза выделяют белой краской. На кончике носа и на лбу прикреплены шишки, напоминающие по форме грибы. К зубам крепятся клыки, которые угрожающе торчат изо рта актера. А над бровями рисуют дуги синего и красного цвета. Все это дополняет сценический костюм, лохматый парик, серебряные когти, головной убор и красная борода.

Для исполнителей женских ролей используют желтый цвет, на него клеят блестки и выразительно красят глаза и брови. У благородных героев (цари, боги) преобладает зеленый грим с белым контуром, у героев с пороками (антигерои) в гриме так же преобладает зеленый цвет, наравне с красными линиями на носу и щеках.

Основа сценического костюма – кольцо с плотно набитыми мешками-валиками. Поверх которых крепят пышную юбку из мешков, непосредственно на которую одевают сам костюм. После этого одеваются всевозможные аксессуары, а в самом конце надеваются громоздкие головные уборы. Все эти детали создают завершенный образ. Перед выходом на сцену у актеров есть возможность недолго отдохнуть, настроиться на нужный лад. И только теперь начинается само представление, аналогам которого нет в мире. Ведь задача одного актера заключается не только в том, чтобы исполнить свою роль, но и при этом показать окружающий мир своего героя, будь то цветы, растущие вокруг или чувства к любимой женщине. Все это не может не восторгать зрителя. Это абсолютный театр, как на уровне актерской игры, так и в общем смысле.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Индия

Достопримечательности Индии - Умайд-Бхаван

Дворец Умайн-Бхаван является одной из самых больших частных резиденций в мире. Расположен на северо-западе Индии в штате Раджастхан в Джодхпуре. Это второй по величине город штата. Дворец носит имя деда его нынешнего владельца Гадж Сингха II, махараджи Умайда Сингха

Достопримечательности Индии - группа памятников в городе Махабалипурам

Махабалипурам – это настоящий музей, который располагается под открытым небом. Отличие экспонатов этого музея от всех действующих достопримечательностей Индии, в том и заключаются, что они кажутся совсем окаменевшими потому, что никак не используются в реальной жизни.

Города Индии – Мапуса

Город Мапуса – столица Северного Гоа, важнейший торговый центр этого региона. Главная достопримечательность Мапусы – пятничный рынок.
Разделы по теме:

Великие и таинственные храмы Камасутры

Нет никаких сомнений, что корни Камасутры уходят глубоко в индийские традиции и обычаи. Издавна Кхаджурахо считали настоящей обителью секса. Небольшой городок с численностью населения около девятнадцати тысяч человек, расположен в центральной части штата Индии Мадхья-Прадеш. Именно этот город приобрел мировую популярность своими уникальными архитектурными постройками, где все внимание сосредоточено на скульптурах – символах эротики
Разделы по теме:

Западная Бенгалия, Калькутта

Двигаясь по территории Индии в северо-восточном направлении, мы попадаем в исторический регион – Бенгалию. В настоящее время она разделена между Индией и Бангладешем
Разделы по теме:

Достопримечательности Индии - Храм Маданамоханы во Вриндаване

Храм Маданамоханы является самым первым сохранившимся храмом во Вриндаване. Он раскинулся неподалеку от Кали-гхата и посвящен Кришне (популярный индуитский Бог). Божество, которое ранее было известно как Мадана Гопала, а ныне Мадана Мохан, было вывезено в Джайпур во время нападения Моголов. Сейчас в храме установлена точная копия мурти

Курорты Индии - Джайпур

Данная статья повествует об индийском городе Джайпур, который является замечательным местом для отдыха и времяпровождения туристов. Здесь находится множество достопримечательностей и этот город не оставит равнодушным ни одного человека, посетившего его.
Разделы по теме:

Достопримечательности Индии - Храм Радхараманы во Вриндаване

Храм Радхарама́ны это уникальный кришнаитский храм. Он расположен в городе Вриндаване это главный город для паломников Индии. Храм знаменит тем, что в нем расположено мурти Радхарамана это главное божество Радха-Кришны. Мурти Радхарамана это одно из семи главных святых Вриндаваны.

Достопримечательности Индии - Кандарья-Махадева

Храм Кандарья-Махадева является отображением индийского культа Средневековья. Несмотря на достаточно откровенные сцены, этот храм создает благоприятное впечатление о культуре, любви физической и духовной, а также посетители имеют понятие о человеческих ценностях

Достопримечательности Индии - Храм Аннамалаияра

В индийском штате Тамил-Наду, а именно в городке Тируваннамалай у подножия священного холма Аруначала (Аннамалаи) находится храм, занимающий особое место в шиваизме. Называется этот один из крупнейших и знаменитых храмов Индии - Храм Аннамалаияра.

Он является храмом огненной стихии и входит в состав храмового ансамбля Панча Бхута Стхалам. Ансамбль состоит из пяти величественных храмов (мест поклонения), неразрывно связанных с пятью главными элементами (атрибутами) - землей, воздухом, огнем, водой, нашими предками. Ключевым атрибутом является огонь - Храм Аннамалаияра