Паломничество в Индию


История паломничества в Индии

Индия – огромная многокультурная страна, объединившая в себе традиции и религии многих народов. Миллионы паломников со всего мира съезжаются сюда в течение года. Ещё в древних священных писаниях Риг-веды и Атхарва-веды упоминается о паломнических местах. Количество священных мест и туристов, приезжающих с целью паломничества, настолько велико, что весь полуостров Индия можно назвать одним большим прибежищем паломников.

Исходя из написанного в древних источниках, наиболее широко практика паломничества стала распространяться в Ведический период. Например, Махабхарата упоминает о более чем 300 святынях, распространённых по всей Индии. К периоду составления Пуран их число заметно увеличивается, как возрастает и значение паломничества в целом.

Жители Индии называют священные местности тиртхами, а непосредственно паломничество – тиртха-ятрой. Обход тиртхи принято совершать по часовой стрелке - слева направо, по кругу.

Кумбха-мела (Праздник Кувшинов)

На пересечении рек Ганг и Джамна, в нескольких километрах от Аллахабада, располагается самое почитаемое среди паломников со всего мира место. На первый взгляд, местность совершенно непривлекательна - пустынная равнина, редкие кустарники, болотистое месиво в сезон дождей. Но для религиозно настроенных людей внешняя оболочка не имеет никакого значения. Знания о сакральности и мистичности заповедных мест с каждым годом вдохновляет всё больше людей на их посещение.

Раз в 12 лет сюда съезжаются миллионы правоверных и проводят массовые обряды, омовения, ритуалы. Этот обряд массового паломничества называется Кумбха-мела и переводится как «праздник кувшинов». По преданию, именно раз в 12 лет, когда по индийскому календарю солнце входит в знак Овна, а Юпитер в знак Водолея, местность наполняется особенно мощной религиозной энергетикой.

Кумбха-мела окутана множеством мифов, самый распространённый из которых – миф о пахтанье моря из молока. Легенда гласит, что боги и асуры объединились, чтобы взбить молочное море и таким образом добыть сокровища. Добившись желаемого, они не смогли поделить самое ценное сокровище – глиняный сосуд с напитком, дарящим бессмертие. Между богами и асурами развязался бой, в котором демоны хитростью выкрали сосуд. Но сын бога Индры, Джайянта, отобрал его и, превратившись в птицу, взвился к небу. Преследуемый демонами, он поочерёдно останавливался на отдых в Праяге, Харидваре, Уджайне и Нашике. От прикосновения волшебного сосуда эти места превратились в главные святыни – тиртхи, и по сей день остаются таковыми.

Первое зафиксированное свидетельство о религиозных собраниях в Праяге относят к началу седьмого века. Сюань Цзян – путешественник из Китая, стал свидетелем стечения около полумиллиона правоверных. Среди присутствовавших был индийский царь Харшавардха с придворными, правители мелких провинций, учёные, писатели, художники, богатые и бедные. Паломники представляли самые разнообразные религиозные течения и секты: индуисты, буддисты, джайны. Всеобщее празднование тогда длилось 75 дней и проводилось не раз в 12, а каждые 5 лет. Царь Харшавардха настолько щедро раздавал свои ценности и богатства верующим, что к концу празднеств оставался в одной набедренной повязке.

В те времена существовала жестокая традиция поклонения святыне акшаяват. Верующие долгое время постились, а затем бросались с ветвей раскидистой смоковницы в реку и захлёбывались. Такой вид жертвоприношений был достаточно массовым явлением.

В наше время верующие отказались от таких радикальных методов, и теперь украшают дерево, олицетворяющее бога Шиву, цветами и другой религиозной атрибутикой.

В начале двадцатого века на законных основаниях отказались от ещё одного вида самоубийства на религиозной почве, когда паломники обвязывали себя тяжёлыми сосудами с водой и добровольно прыгали в реку с лодки.

Сложившиеся традиции, устои, легенды и мифы, а также опыт прошлых поколений заставляют миллионы индуистов и по сей день верить в чудо и святость заповедных мест. Насколько сильно распространено это явление, можно убедиться, побывав на одном из подобных празднеств. Паломники прибывают в Тривени Сангам каждый год с февраля по январь, но раз в 12 лет число верующих достигает небывалых высот. Например, в 1954 году был зафиксирован первый рекорд в шесть миллионов человек. Правда, не обошлось тогда и без трагедии – в связи с внезапной паникой, охватившей народ, было задавлено порядка восьмисот человек. С тех пор были приняты усиленные меры по обеспечению безопасности. Территорию делят на квадраты, ограждают заборами, привлекают полицию, что значительно снижает риск подобных несчастных случаев. Больше таких масштабных несчастных случаев не происходило, хотя с каждым разом число верующих всё увеличивается. Так, в 1966 году количество участников достигло семи миллионов, в 1977 – десяти миллионов, в 1989 – пятнадцати миллионов, а на сегодняшний день последняя Кумбха-мела 2001 года собрала, по меньшей мере, 30 миллионов паломников.

Съехавшиеся со всего света люди принадлежат к различным народам, культурам, говорят на разных языках, но объединены силой веры в чудодейственность индуистской традиции. Многим стоит больших трудов добраться до пункта назначения, но никого не останавливают ни большие материальные затраты, ни колоссальные физические трудности.

Пожалуй, одними из самых интересных паломников являются так называемые садху – аскеты, святые йогины, отрекшиеся от земных благ и посвятившие себя достижению мокши (освобождения от ограничения материального существования). Мужчины и женщины разных возрастов непрестанно молятся, курят ритуальные трубки с гашишем. Йоги сидят на подстилках с иглами, кто-то стоит в холодной воде или сидит в позе лотоса, уставившись в одну точку. Многие намеренно измываются над собой, протыкая язык, калеча ноги и доводя себя до физического истощения строгими постами. Шествие садху нередко сравнивают с бразильским карнавалом. Музыканты, факиры, жонглёры украшают празднество своим присутствием. Разноцветные одеяния и множество цветов радуют глаз.

Среди паломников множество членов разнообразных религиозных сект и организаций – ашрам и акхар. Каждой акхаре отведено своё огороженное и охраняемое место для совместного омовения. Такие привилегии нередко становятся причиной конфликтов и даже драк между верующими.

Но всё же большая часть паломников – это путешественники из разных уголков земли. Они съезжаются для свершения обряда омовения в месте слияния великих рек. Руководят обрядом специальные люди – панды. Эта должность достаётся им по наследству. Как правило, вновь прибывшие паломники достаются тем пандам, которых встретят первыми, либо можно выбрать себе понравившегося панду и дать письменное обещание в следующий приезд снова обратятся к нему. Так, у панд формируется свой круг подопечных, на которых они заводят подробную документацию. Эти документы являются семейной ценностью панды, бережно хранятся, передаются из поколения в поколение и служат важным историческим источником.

Процедура очищения включает в себя три главных этапа: бритьё, купание и пожертвование.

На теле паломника не должно остаться ни одного волоска. Положено сбривать даже ресницы и брови.

Основным этапом Кумбха-мелы становится коллективное купание в день великого праздника. Вода в реке зимой довольно прохладная, но на берегу и в воде толпятся тысячи людей в ожидании смыть с себя грязь грехов и пороков.

Церемония часто начинается ещё до восхода солнца. Индуисты выстраиваются в определённом порядке, предписанном акхарами, и начинают двигаться группами, постепенно вливаясь в главный людской поток. Плотными шеренгами правоверные не спеша двигаются к Тривенисангаму. Возглавляет шествие наряженный цветами и разрисованный яркими красками слон, за ним следует мужчина на коне без седла. Все выглядят абсолютно по-разному. Кто-то совершенно голый, обмазанный лишь слоем пепла, кто-то в ярких одеждах, кто-то подъезжает на дорогой машине, одетый в богатые одеяния.

В течение месяца паломники прибывают и убывают, оставляя реке свои грехи. Ни на день не прекращается движение этого своеобразного человеческого муравейника.

Завершающим этапом становятся жертвоприношения богам, которые с торжественными почестями сжигаются в священном огне.

Предстоящая Кумбха-мела должна пройти с 27 января по 25 февраля в Аллахабаде.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Индия

Достопримечательности Индии - Умайд-Бхаван

Дворец Умайн-Бхаван является одной из самых больших частных резиденций в мире. Расположен на северо-западе Индии в штате Раджастхан в Джодхпуре. Это второй по величине город штата. Дворец носит имя деда его нынешнего владельца Гадж Сингха II, махараджи Умайда Сингха

Города Индии – Маргао

Маргао – это второй по величине город Гоа, расположенный в Южном Гоа и являющийся его административным штабом и коммерческой столицей штата. Расстояние до пляжей Бенаулим и Колва – 6 км. В Маргао хорошо развита сеть автомобильных и железнодорожных путей сообщения, а качество дорог – отличное. В городе плодородная почва, поделенная между несколькими семьями крупных землевладельцев.
Разделы по теме:

Города Индии – Колката

Индия – самая экзотическая страна, по мнению многих, кто там уже побывал, да и те, кто собираются туда поехать, тоже считают также. Яркая, экзотическая, во всех своих проявлениях, она, конечно, не оставит равнодушным никого. И, если приехать в Индию, хоть один раз – обязательно захочется вернуться. Да и посмотреть, и насладиться красотами природы, истории - одной поездки будет мало.
Разделы по теме:

История Индии - Васко-да-Гама

Васко да Гама – это знаменитый первоокрыватель, мореплаватель из Португалии. Принимал участие в морских походах во времена Великих географических открытий. Известен своими открытиями морских путей в загадочную в то время Индию. Родился да Гама в небольшом городке Синесе, в 1469 году. Его род по отцовской линии принадлежал к старинному дворянскому сословию. Отца звали Иштеван да Гама, мать – Изабелла Содре. Отец состоял на службе в рыцарском ордене.
Разделы по теме:

Дели глазами туриста

Дели – второй по величине (после Мумбаи) город Индии, расположенный на севере страны на берегу реки Ямуна. Это самый экономически развитый город Индии, число автомобилей в котором превышает количество автомобилей всех крупных городов Индии. В последние годы в Дели самая лучшая и развитая инфраструктура. Именно по этой причине в последние годы в Дели и его пригороде стали активно развиваться международные корпорации, коммерческие и торговые центры, автомобильная промышленность, производство товаров народного потребления.
Разделы по теме:

Курорты Индии – Бомбей (Мумбаи)

Мумбаи – это город в Индии, который до сих пор местные жители продолжают называть Бомбеем. Также город известен своим индийским Голливудом, а точнее Болливудом. Именно здесь производится огромное количество фильмов. Ни один другой город в мире не производит такого количества фильмов.
Разделы по теме:

Достопримечательности в Мубаи

При посещении Индии нельзя обойти вниманием город Мумбаи, который многие знают как Бомбей. Но, вне зависимости от своего названия, этот город не перестает быть крайне интересным, красивыми и манящим для туристов
Разделы по теме:

Экскурсии в Индии - Золотой треугольник + Гвалиор + Храмы Любви + Гималаи

В программу этой удивительной экскурсии входит знакомство с прекрасными городами Индии, а также посещение храмов и путешествие в Гималаи. «Золотым треугольником», является экскурсия по трем городам штата Раджастан, это Джайпур, Дели, Агра.
Разделы по теме:

Хава Махал – дворец, где живут ветра

Джайпур – город на юго-западе индии, является столицей Раджастана, одного из штатов Индии. Город щедр на достопримечательности, невозможно определить, что является его главной изюминкой. Наверное, каждый человек определяет ее для себя. Но нельзя не выделить одно прекрасное творение в центре Нового Джайпура – Хава Махал. Его еще называют Дворцом Ветров, не потому, что он имеет мифическую основу, а из-за его непосредственной функции – вентиляции дворца. Несмотря на то, что современный Джайпур является оживленным мегаполисом, старинные сооружения в нем берегут и регулярно реставрируют
Разделы по теме:

Достопримечательности Индии - Туглакабад

Разрушенный форт в Дели, так и не послуживший своей стране и не выполнивший свою цель. Форт растянулся на 6,5 км. Внутри находится заброшенный город, просуществовавший всего 6 лет. Город проклят местным проповедником