Паломничество в Индию


История паломничества в Индии

Индия – огромная многокультурная страна, объединившая в себе традиции и религии многих народов. Миллионы паломников со всего мира съезжаются сюда в течение года. Ещё в древних священных писаниях Риг-веды и Атхарва-веды упоминается о паломнических местах. Количество священных мест и туристов, приезжающих с целью паломничества, настолько велико, что весь полуостров Индия можно назвать одним большим прибежищем паломников.

Исходя из написанного в древних источниках, наиболее широко практика паломничества стала распространяться в Ведический период. Например, Махабхарата упоминает о более чем 300 святынях, распространённых по всей Индии. К периоду составления Пуран их число заметно увеличивается, как возрастает и значение паломничества в целом.

Жители Индии называют священные местности тиртхами, а непосредственно паломничество – тиртха-ятрой. Обход тиртхи принято совершать по часовой стрелке - слева направо, по кругу.

Кумбха-мела (Праздник Кувшинов)

На пересечении рек Ганг и Джамна, в нескольких километрах от Аллахабада, располагается самое почитаемое среди паломников со всего мира место. На первый взгляд, местность совершенно непривлекательна - пустынная равнина, редкие кустарники, болотистое месиво в сезон дождей. Но для религиозно настроенных людей внешняя оболочка не имеет никакого значения. Знания о сакральности и мистичности заповедных мест с каждым годом вдохновляет всё больше людей на их посещение.

Раз в 12 лет сюда съезжаются миллионы правоверных и проводят массовые обряды, омовения, ритуалы. Этот обряд массового паломничества называется Кумбха-мела и переводится как «праздник кувшинов». По преданию, именно раз в 12 лет, когда по индийскому календарю солнце входит в знак Овна, а Юпитер в знак Водолея, местность наполняется особенно мощной религиозной энергетикой.

Кумбха-мела окутана множеством мифов, самый распространённый из которых – миф о пахтанье моря из молока. Легенда гласит, что боги и асуры объединились, чтобы взбить молочное море и таким образом добыть сокровища. Добившись желаемого, они не смогли поделить самое ценное сокровище – глиняный сосуд с напитком, дарящим бессмертие. Между богами и асурами развязался бой, в котором демоны хитростью выкрали сосуд. Но сын бога Индры, Джайянта, отобрал его и, превратившись в птицу, взвился к небу. Преследуемый демонами, он поочерёдно останавливался на отдых в Праяге, Харидваре, Уджайне и Нашике. От прикосновения волшебного сосуда эти места превратились в главные святыни – тиртхи, и по сей день остаются таковыми.

Первое зафиксированное свидетельство о религиозных собраниях в Праяге относят к началу седьмого века. Сюань Цзян – путешественник из Китая, стал свидетелем стечения около полумиллиона правоверных. Среди присутствовавших был индийский царь Харшавардха с придворными, правители мелких провинций, учёные, писатели, художники, богатые и бедные. Паломники представляли самые разнообразные религиозные течения и секты: индуисты, буддисты, джайны. Всеобщее празднование тогда длилось 75 дней и проводилось не раз в 12, а каждые 5 лет. Царь Харшавардха настолько щедро раздавал свои ценности и богатства верующим, что к концу празднеств оставался в одной набедренной повязке.

В те времена существовала жестокая традиция поклонения святыне акшаяват. Верующие долгое время постились, а затем бросались с ветвей раскидистой смоковницы в реку и захлёбывались. Такой вид жертвоприношений был достаточно массовым явлением.

В наше время верующие отказались от таких радикальных методов, и теперь украшают дерево, олицетворяющее бога Шиву, цветами и другой религиозной атрибутикой.

В начале двадцатого века на законных основаниях отказались от ещё одного вида самоубийства на религиозной почве, когда паломники обвязывали себя тяжёлыми сосудами с водой и добровольно прыгали в реку с лодки.

Сложившиеся традиции, устои, легенды и мифы, а также опыт прошлых поколений заставляют миллионы индуистов и по сей день верить в чудо и святость заповедных мест. Насколько сильно распространено это явление, можно убедиться, побывав на одном из подобных празднеств. Паломники прибывают в Тривени Сангам каждый год с февраля по январь, но раз в 12 лет число верующих достигает небывалых высот. Например, в 1954 году был зафиксирован первый рекорд в шесть миллионов человек. Правда, не обошлось тогда и без трагедии – в связи с внезапной паникой, охватившей народ, было задавлено порядка восьмисот человек. С тех пор были приняты усиленные меры по обеспечению безопасности. Территорию делят на квадраты, ограждают заборами, привлекают полицию, что значительно снижает риск подобных несчастных случаев. Больше таких масштабных несчастных случаев не происходило, хотя с каждым разом число верующих всё увеличивается. Так, в 1966 году количество участников достигло семи миллионов, в 1977 – десяти миллионов, в 1989 – пятнадцати миллионов, а на сегодняшний день последняя Кумбха-мела 2001 года собрала, по меньшей мере, 30 миллионов паломников.

Съехавшиеся со всего света люди принадлежат к различным народам, культурам, говорят на разных языках, но объединены силой веры в чудодейственность индуистской традиции. Многим стоит больших трудов добраться до пункта назначения, но никого не останавливают ни большие материальные затраты, ни колоссальные физические трудности.

Пожалуй, одними из самых интересных паломников являются так называемые садху – аскеты, святые йогины, отрекшиеся от земных благ и посвятившие себя достижению мокши (освобождения от ограничения материального существования). Мужчины и женщины разных возрастов непрестанно молятся, курят ритуальные трубки с гашишем. Йоги сидят на подстилках с иглами, кто-то стоит в холодной воде или сидит в позе лотоса, уставившись в одну точку. Многие намеренно измываются над собой, протыкая язык, калеча ноги и доводя себя до физического истощения строгими постами. Шествие садху нередко сравнивают с бразильским карнавалом. Музыканты, факиры, жонглёры украшают празднество своим присутствием. Разноцветные одеяния и множество цветов радуют глаз.

Среди паломников множество членов разнообразных религиозных сект и организаций – ашрам и акхар. Каждой акхаре отведено своё огороженное и охраняемое место для совместного омовения. Такие привилегии нередко становятся причиной конфликтов и даже драк между верующими.

Но всё же большая часть паломников – это путешественники из разных уголков земли. Они съезжаются для свершения обряда омовения в месте слияния великих рек. Руководят обрядом специальные люди – панды. Эта должность достаётся им по наследству. Как правило, вновь прибывшие паломники достаются тем пандам, которых встретят первыми, либо можно выбрать себе понравившегося панду и дать письменное обещание в следующий приезд снова обратятся к нему. Так, у панд формируется свой круг подопечных, на которых они заводят подробную документацию. Эти документы являются семейной ценностью панды, бережно хранятся, передаются из поколения в поколение и служат важным историческим источником.

Процедура очищения включает в себя три главных этапа: бритьё, купание и пожертвование.

На теле паломника не должно остаться ни одного волоска. Положено сбривать даже ресницы и брови.

Основным этапом Кумбха-мелы становится коллективное купание в день великого праздника. Вода в реке зимой довольно прохладная, но на берегу и в воде толпятся тысячи людей в ожидании смыть с себя грязь грехов и пороков.

Церемония часто начинается ещё до восхода солнца. Индуисты выстраиваются в определённом порядке, предписанном акхарами, и начинают двигаться группами, постепенно вливаясь в главный людской поток. Плотными шеренгами правоверные не спеша двигаются к Тривенисангаму. Возглавляет шествие наряженный цветами и разрисованный яркими красками слон, за ним следует мужчина на коне без седла. Все выглядят абсолютно по-разному. Кто-то совершенно голый, обмазанный лишь слоем пепла, кто-то в ярких одеждах, кто-то подъезжает на дорогой машине, одетый в богатые одеяния.

В течение месяца паломники прибывают и убывают, оставляя реке свои грехи. Ни на день не прекращается движение этого своеобразного человеческого муравейника.

Завершающим этапом становятся жертвоприношения богам, которые с торжественными почестями сжигаются в священном огне.

Предстоящая Кумбха-мела должна пройти с 27 января по 25 февраля в Аллахабаде.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Индия

Путешествие в Удайпур

Одним из самых красивейших городов северной части Индии является именно Удайпур. Вся грациозность и волшебство архитектурных творений воплотились в Удайпуре на славу. Всего лишь один раз побывав в этом чарующем индийском городе, вы навсегда запомните величественные дворцы, роскошные гхаты и особняки
Разделы по теме:

Экскурсия в Индию - Гоа Экскурсия в Бомбей

Бомбей или Мумбай - столица штата Махараштра, а так же торговая столица Индии. История происхождения этого города, очень необычна. В середине шестнадцатого века султан Гуджарата отдал португальцам семь ненужных островов, после ими завладели англичане, еще позднее Ост-Индская компания.
Разделы по теме:

Достопримечательности Индии - Храм Рангаджи

Храм Рангаджи - находится Вриндаване, на севере Индии. Храм был построен 1851 году XIX века. Строительство этого храма посвящено богу Ранганатхе или как его еще называют Рангаджи. Изображено это Божество в виде Вишну возлежащего на свернутом кольцами священном змее Шеша. Храм построен в дравидском архитектурном стиле, имеет высокие шестиэтажные гопуры и позолоченный столб Дхваджа - стамбха высотой 15 метров. На территории храмового комплекса находится бассейн и живописный сад. Во дворе храма каждый год проводится огромный фестиваль Джал - вихар

Штат Индии - Гоа

Помимо прекрасных пляжей на Гоа есть что посмотреть. Памятники архитектуры, храмы и природные красоты – далеко не полный список того, что вы можете посетить.
Разделы по теме:

Достопримечательности Индии - Сабарималу

Сабаримала - является священным индусским местом паломничества в горной местности Западных Гхатах в округе Патанамтитта в штате Керала, Индия. В Сабаримале, в окружении холмов и очень трудно проходимых лесов на высоте 914 метров, находится храм Айяппана. По местной легенде, в этом месте Айяппан после убийства могучей демоницы Махиши, занимался медитацией. Это священное место окружено восемнадцатью холмами, на каждом был построен храм. Один из этих храмом действует и в сегодняшние дни, все остальные находятся в руинах. Этот храм, расположенный в святом месте является самым древним и почитаемым в Индии.

Индийское наследие правления династии Великих Моголов

До сих пор во многих крупных городах вместо современных развлечений предпочитают посещение танцевальных, поэтических и музыкальных вечеров, устраиваемых по принятым еще при могольских правителях правилам. И хотя за время правления могольской династии было немало бед, но то наследие, которое осталось после них с благодарностью принимается их потомками и привлекает интерес многочисленных туристов
Разделы по теме:

Кухня Индии

Индийская кухня – это неотъемлемая и, пожалуй, одна из самых важных частей культуры Индии. Разнообразие индийской кухни просто поражает воображение. Здесь вы откроете для себя необыкновенную и чарующую гамму всевозможных ароматов и красок
Разделы по теме:

Достопримечательности Индии - Мадрасская обсерватория

Мадрасская обсерватория — астрономическая обсерватория, имевшая статус обсерватории до 1899 года и расположенная на юге Индии в административном центре штата Тамилнад городе Ченнаи, носившем название Мадрас до 1996 года

Достопримечательности Индии - Национальный музей Индии

Национальный музей Индии находится в г. Нью-Дели, столице страны. Это наиболее значимый и самый большой музей в Индии. Его коллекцию составляют разнообразные археологические находки, артефакты и предметов искусства

Курорты Индии – Тируванантапурам

Туристы, посетившие Тируванантапурам, не останутся равнодушными к его красотам, гостеприимству и особой ауры этих мест, с мягким морским бризом и тёплым белоснежным песком великолепных пляжей.

Географическое положение и климат Тируванантапурама, штат Керала, Индия.

Разделы по теме: