Паломничество в Индию


История паломничества в Индии

Индия – огромная многокультурная страна, объединившая в себе традиции и религии многих народов. Миллионы паломников со всего мира съезжаются сюда в течение года. Ещё в древних священных писаниях Риг-веды и Атхарва-веды упоминается о паломнических местах. Количество священных мест и туристов, приезжающих с целью паломничества, настолько велико, что весь полуостров Индия можно назвать одним большим прибежищем паломников.

Исходя из написанного в древних источниках, наиболее широко практика паломничества стала распространяться в Ведический период. Например, Махабхарата упоминает о более чем 300 святынях, распространённых по всей Индии. К периоду составления Пуран их число заметно увеличивается, как возрастает и значение паломничества в целом.

Жители Индии называют священные местности тиртхами, а непосредственно паломничество – тиртха-ятрой. Обход тиртхи принято совершать по часовой стрелке - слева направо, по кругу.

Кумбха-мела (Праздник Кувшинов)

На пересечении рек Ганг и Джамна, в нескольких километрах от Аллахабада, располагается самое почитаемое среди паломников со всего мира место. На первый взгляд, местность совершенно непривлекательна - пустынная равнина, редкие кустарники, болотистое месиво в сезон дождей. Но для религиозно настроенных людей внешняя оболочка не имеет никакого значения. Знания о сакральности и мистичности заповедных мест с каждым годом вдохновляет всё больше людей на их посещение.

Раз в 12 лет сюда съезжаются миллионы правоверных и проводят массовые обряды, омовения, ритуалы. Этот обряд массового паломничества называется Кумбха-мела и переводится как «праздник кувшинов». По преданию, именно раз в 12 лет, когда по индийскому календарю солнце входит в знак Овна, а Юпитер в знак Водолея, местность наполняется особенно мощной религиозной энергетикой.

Кумбха-мела окутана множеством мифов, самый распространённый из которых – миф о пахтанье моря из молока. Легенда гласит, что боги и асуры объединились, чтобы взбить молочное море и таким образом добыть сокровища. Добившись желаемого, они не смогли поделить самое ценное сокровище – глиняный сосуд с напитком, дарящим бессмертие. Между богами и асурами развязался бой, в котором демоны хитростью выкрали сосуд. Но сын бога Индры, Джайянта, отобрал его и, превратившись в птицу, взвился к небу. Преследуемый демонами, он поочерёдно останавливался на отдых в Праяге, Харидваре, Уджайне и Нашике. От прикосновения волшебного сосуда эти места превратились в главные святыни – тиртхи, и по сей день остаются таковыми.

Первое зафиксированное свидетельство о религиозных собраниях в Праяге относят к началу седьмого века. Сюань Цзян – путешественник из Китая, стал свидетелем стечения около полумиллиона правоверных. Среди присутствовавших был индийский царь Харшавардха с придворными, правители мелких провинций, учёные, писатели, художники, богатые и бедные. Паломники представляли самые разнообразные религиозные течения и секты: индуисты, буддисты, джайны. Всеобщее празднование тогда длилось 75 дней и проводилось не раз в 12, а каждые 5 лет. Царь Харшавардха настолько щедро раздавал свои ценности и богатства верующим, что к концу празднеств оставался в одной набедренной повязке.

В те времена существовала жестокая традиция поклонения святыне акшаяват. Верующие долгое время постились, а затем бросались с ветвей раскидистой смоковницы в реку и захлёбывались. Такой вид жертвоприношений был достаточно массовым явлением.

В наше время верующие отказались от таких радикальных методов, и теперь украшают дерево, олицетворяющее бога Шиву, цветами и другой религиозной атрибутикой.

В начале двадцатого века на законных основаниях отказались от ещё одного вида самоубийства на религиозной почве, когда паломники обвязывали себя тяжёлыми сосудами с водой и добровольно прыгали в реку с лодки.

Сложившиеся традиции, устои, легенды и мифы, а также опыт прошлых поколений заставляют миллионы индуистов и по сей день верить в чудо и святость заповедных мест. Насколько сильно распространено это явление, можно убедиться, побывав на одном из подобных празднеств. Паломники прибывают в Тривени Сангам каждый год с февраля по январь, но раз в 12 лет число верующих достигает небывалых высот. Например, в 1954 году был зафиксирован первый рекорд в шесть миллионов человек. Правда, не обошлось тогда и без трагедии – в связи с внезапной паникой, охватившей народ, было задавлено порядка восьмисот человек. С тех пор были приняты усиленные меры по обеспечению безопасности. Территорию делят на квадраты, ограждают заборами, привлекают полицию, что значительно снижает риск подобных несчастных случаев. Больше таких масштабных несчастных случаев не происходило, хотя с каждым разом число верующих всё увеличивается. Так, в 1966 году количество участников достигло семи миллионов, в 1977 – десяти миллионов, в 1989 – пятнадцати миллионов, а на сегодняшний день последняя Кумбха-мела 2001 года собрала, по меньшей мере, 30 миллионов паломников.

Съехавшиеся со всего света люди принадлежат к различным народам, культурам, говорят на разных языках, но объединены силой веры в чудодейственность индуистской традиции. Многим стоит больших трудов добраться до пункта назначения, но никого не останавливают ни большие материальные затраты, ни колоссальные физические трудности.

Пожалуй, одними из самых интересных паломников являются так называемые садху – аскеты, святые йогины, отрекшиеся от земных благ и посвятившие себя достижению мокши (освобождения от ограничения материального существования). Мужчины и женщины разных возрастов непрестанно молятся, курят ритуальные трубки с гашишем. Йоги сидят на подстилках с иглами, кто-то стоит в холодной воде или сидит в позе лотоса, уставившись в одну точку. Многие намеренно измываются над собой, протыкая язык, калеча ноги и доводя себя до физического истощения строгими постами. Шествие садху нередко сравнивают с бразильским карнавалом. Музыканты, факиры, жонглёры украшают празднество своим присутствием. Разноцветные одеяния и множество цветов радуют глаз.

Среди паломников множество членов разнообразных религиозных сект и организаций – ашрам и акхар. Каждой акхаре отведено своё огороженное и охраняемое место для совместного омовения. Такие привилегии нередко становятся причиной конфликтов и даже драк между верующими.

Но всё же большая часть паломников – это путешественники из разных уголков земли. Они съезжаются для свершения обряда омовения в месте слияния великих рек. Руководят обрядом специальные люди – панды. Эта должность достаётся им по наследству. Как правило, вновь прибывшие паломники достаются тем пандам, которых встретят первыми, либо можно выбрать себе понравившегося панду и дать письменное обещание в следующий приезд снова обратятся к нему. Так, у панд формируется свой круг подопечных, на которых они заводят подробную документацию. Эти документы являются семейной ценностью панды, бережно хранятся, передаются из поколения в поколение и служат важным историческим источником.

Процедура очищения включает в себя три главных этапа: бритьё, купание и пожертвование.

На теле паломника не должно остаться ни одного волоска. Положено сбривать даже ресницы и брови.

Основным этапом Кумбха-мелы становится коллективное купание в день великого праздника. Вода в реке зимой довольно прохладная, но на берегу и в воде толпятся тысячи людей в ожидании смыть с себя грязь грехов и пороков.

Церемония часто начинается ещё до восхода солнца. Индуисты выстраиваются в определённом порядке, предписанном акхарами, и начинают двигаться группами, постепенно вливаясь в главный людской поток. Плотными шеренгами правоверные не спеша двигаются к Тривенисангаму. Возглавляет шествие наряженный цветами и разрисованный яркими красками слон, за ним следует мужчина на коне без седла. Все выглядят абсолютно по-разному. Кто-то совершенно голый, обмазанный лишь слоем пепла, кто-то в ярких одеждах, кто-то подъезжает на дорогой машине, одетый в богатые одеяния.

В течение месяца паломники прибывают и убывают, оставляя реке свои грехи. Ни на день не прекращается движение этого своеобразного человеческого муравейника.

Завершающим этапом становятся жертвоприношения богам, которые с торжественными почестями сжигаются в священном огне.

Предстоящая Кумбха-мела должна пройти с 27 января по 25 февраля в Аллахабаде.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Индия

Достопримечательности Индии, которые стоит посетить

Индия – страна полная загадок, истории и восточного колорита. Посетив Индию однажды, хочется возвращаться сюда снова и снова. Ведь здесь столько интересного, что невозможно осмотреть и ощутить все великолепие страны за один раз. Множеств достопримечательностей, исторических, архитектурных памятников, а также природных красот оставляют в сердце каждого туриста неизгладимый след и великолепные эмоции
Разделы по теме:

Курорты Индии – город Дели

Город Дели – столица Индии с 1947 года, один из самых экономически развитых городов Индии, в котором самый высокий уровень потребления. В городе лучшая инфраструктура и лучший транспорт. В последние годы в Дели активно развивается автомобильная промышленность, торговые центры, СМИ и многое другое. Дели называют «столицей семи империй», это название город получил благодаря 60000 памятникам мировой значимости, которые были построены несколько тысячелетий назад.
Разделы по теме:

Экскурсии в Индии - Керала Экскурсия в Аллеппей

Земля озер, заливов и заводей, которые именуются на английский манер «бэквотерс», штат Керала утопает в изумрудной зелени, и считается одним из тех редких мест на Земле, которые обязательно нужно посетить.
Разделы по теме:

Курорты Индии - Гоа Калангут

Калангут – небольшой городок в штате Гоа, в Индии. Вопреки мнению большинства, Гоа – это не остров, а самый маленький и экологически чистый штат на западном побережье Индии. На сегодняшний день Калангут считается одним из самых развитых и популярных туристических направлений.
Разделы по теме:

Города Индии – Каджурахо

Путешественникам, предпочитающим посещение древних исторических достопримечательностей, стоит увидеть крупнейший храмовый комплекс в Индии Каджурхо.
Разделы по теме:

Достопримечательности Индии - Золотой Лотосовый пруд

Золотой Лотосовый пруд является одной из самых живописных достопримечательностей города Мадурай. По народному поверью воды этого пруда могут очистить даже самых грешных людей и направить на путь праведный

Волшебный отдых на пляжах Керала

Керала один из самых развитых штатов Индии, он находится на юго-восточном побережье. Он прекрасно расположился между покрытых зеленью гор Гхат и Аравийским морем. Мягкий климат этого места, совместно с великолепными пляжами, создают самые лучшие условия, для туристов которые решили выбрать пляжный отдых
Разделы по теме:

Курорты Индии Амритсар

Амритсар – это город, который находится в северной Индии. Одновременно город является железнодорожным узлом и важным текстильным центром на севере Индии. В этом городе хорошо развито производство тканей (шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных), ковров, изделий из кости, металла и кожи.
Разделы по теме:

Курорты Индии - Путтапарти, штат Андхра – Прадеш, Индия.

Город, а в принципе – большая деревня, расположен в южной части материка, недалеко от главного города штата Карнатака – Бангалора. До Путтапарти удобнее добираться на самолёте до Бангалора, а затем на автомашине до места. Есть в этом городе и железнодорожная станция «Анахпур», через неё проходят поезда из многих городов Индии. Климат этого местечка тропический, с повышенной влажностью, жарким летом и муссонными дождями
Разделы по теме:

Курорты Индии – Дхармсала

Индия всегда славилась своими экзотическими курортами. Одним из таких мест отдыха, который будет рассмотрен в этой статье, является курорт Дхармсала. Ниже будет описана история возникновения этого индийского региона, достопримечательности с которыми должен встретиться каждый уважающий себя турист. Расскажу о климате региона и кончено же коснусь того как можно добраться в этот райский уголок Земли.
Разделы по теме: