Паломничество в Индию


История паломничества в Индии

Индия – огромная многокультурная страна, объединившая в себе традиции и религии многих народов. Миллионы паломников со всего мира съезжаются сюда в течение года. Ещё в древних священных писаниях Риг-веды и Атхарва-веды упоминается о паломнических местах. Количество священных мест и туристов, приезжающих с целью паломничества, настолько велико, что весь полуостров Индия можно назвать одним большим прибежищем паломников.

Исходя из написанного в древних источниках, наиболее широко практика паломничества стала распространяться в Ведический период. Например, Махабхарата упоминает о более чем 300 святынях, распространённых по всей Индии. К периоду составления Пуран их число заметно увеличивается, как возрастает и значение паломничества в целом.

Жители Индии называют священные местности тиртхами, а непосредственно паломничество – тиртха-ятрой. Обход тиртхи принято совершать по часовой стрелке - слева направо, по кругу.

Кумбха-мела (Праздник Кувшинов)

На пересечении рек Ганг и Джамна, в нескольких километрах от Аллахабада, располагается самое почитаемое среди паломников со всего мира место. На первый взгляд, местность совершенно непривлекательна - пустынная равнина, редкие кустарники, болотистое месиво в сезон дождей. Но для религиозно настроенных людей внешняя оболочка не имеет никакого значения. Знания о сакральности и мистичности заповедных мест с каждым годом вдохновляет всё больше людей на их посещение.

Раз в 12 лет сюда съезжаются миллионы правоверных и проводят массовые обряды, омовения, ритуалы. Этот обряд массового паломничества называется Кумбха-мела и переводится как «праздник кувшинов». По преданию, именно раз в 12 лет, когда по индийскому календарю солнце входит в знак Овна, а Юпитер в знак Водолея, местность наполняется особенно мощной религиозной энергетикой.

Кумбха-мела окутана множеством мифов, самый распространённый из которых – миф о пахтанье моря из молока. Легенда гласит, что боги и асуры объединились, чтобы взбить молочное море и таким образом добыть сокровища. Добившись желаемого, они не смогли поделить самое ценное сокровище – глиняный сосуд с напитком, дарящим бессмертие. Между богами и асурами развязался бой, в котором демоны хитростью выкрали сосуд. Но сын бога Индры, Джайянта, отобрал его и, превратившись в птицу, взвился к небу. Преследуемый демонами, он поочерёдно останавливался на отдых в Праяге, Харидваре, Уджайне и Нашике. От прикосновения волшебного сосуда эти места превратились в главные святыни – тиртхи, и по сей день остаются таковыми.

Первое зафиксированное свидетельство о религиозных собраниях в Праяге относят к началу седьмого века. Сюань Цзян – путешественник из Китая, стал свидетелем стечения около полумиллиона правоверных. Среди присутствовавших был индийский царь Харшавардха с придворными, правители мелких провинций, учёные, писатели, художники, богатые и бедные. Паломники представляли самые разнообразные религиозные течения и секты: индуисты, буддисты, джайны. Всеобщее празднование тогда длилось 75 дней и проводилось не раз в 12, а каждые 5 лет. Царь Харшавардха настолько щедро раздавал свои ценности и богатства верующим, что к концу празднеств оставался в одной набедренной повязке.

В те времена существовала жестокая традиция поклонения святыне акшаяват. Верующие долгое время постились, а затем бросались с ветвей раскидистой смоковницы в реку и захлёбывались. Такой вид жертвоприношений был достаточно массовым явлением.

В наше время верующие отказались от таких радикальных методов, и теперь украшают дерево, олицетворяющее бога Шиву, цветами и другой религиозной атрибутикой.

В начале двадцатого века на законных основаниях отказались от ещё одного вида самоубийства на религиозной почве, когда паломники обвязывали себя тяжёлыми сосудами с водой и добровольно прыгали в реку с лодки.

Сложившиеся традиции, устои, легенды и мифы, а также опыт прошлых поколений заставляют миллионы индуистов и по сей день верить в чудо и святость заповедных мест. Насколько сильно распространено это явление, можно убедиться, побывав на одном из подобных празднеств. Паломники прибывают в Тривени Сангам каждый год с февраля по январь, но раз в 12 лет число верующих достигает небывалых высот. Например, в 1954 году был зафиксирован первый рекорд в шесть миллионов человек. Правда, не обошлось тогда и без трагедии – в связи с внезапной паникой, охватившей народ, было задавлено порядка восьмисот человек. С тех пор были приняты усиленные меры по обеспечению безопасности. Территорию делят на квадраты, ограждают заборами, привлекают полицию, что значительно снижает риск подобных несчастных случаев. Больше таких масштабных несчастных случаев не происходило, хотя с каждым разом число верующих всё увеличивается. Так, в 1966 году количество участников достигло семи миллионов, в 1977 – десяти миллионов, в 1989 – пятнадцати миллионов, а на сегодняшний день последняя Кумбха-мела 2001 года собрала, по меньшей мере, 30 миллионов паломников.

Съехавшиеся со всего света люди принадлежат к различным народам, культурам, говорят на разных языках, но объединены силой веры в чудодейственность индуистской традиции. Многим стоит больших трудов добраться до пункта назначения, но никого не останавливают ни большие материальные затраты, ни колоссальные физические трудности.

Пожалуй, одними из самых интересных паломников являются так называемые садху – аскеты, святые йогины, отрекшиеся от земных благ и посвятившие себя достижению мокши (освобождения от ограничения материального существования). Мужчины и женщины разных возрастов непрестанно молятся, курят ритуальные трубки с гашишем. Йоги сидят на подстилках с иглами, кто-то стоит в холодной воде или сидит в позе лотоса, уставившись в одну точку. Многие намеренно измываются над собой, протыкая язык, калеча ноги и доводя себя до физического истощения строгими постами. Шествие садху нередко сравнивают с бразильским карнавалом. Музыканты, факиры, жонглёры украшают празднество своим присутствием. Разноцветные одеяния и множество цветов радуют глаз.

Среди паломников множество членов разнообразных религиозных сект и организаций – ашрам и акхар. Каждой акхаре отведено своё огороженное и охраняемое место для совместного омовения. Такие привилегии нередко становятся причиной конфликтов и даже драк между верующими.

Но всё же большая часть паломников – это путешественники из разных уголков земли. Они съезжаются для свершения обряда омовения в месте слияния великих рек. Руководят обрядом специальные люди – панды. Эта должность достаётся им по наследству. Как правило, вновь прибывшие паломники достаются тем пандам, которых встретят первыми, либо можно выбрать себе понравившегося панду и дать письменное обещание в следующий приезд снова обратятся к нему. Так, у панд формируется свой круг подопечных, на которых они заводят подробную документацию. Эти документы являются семейной ценностью панды, бережно хранятся, передаются из поколения в поколение и служат важным историческим источником.

Процедура очищения включает в себя три главных этапа: бритьё, купание и пожертвование.

На теле паломника не должно остаться ни одного волоска. Положено сбривать даже ресницы и брови.

Основным этапом Кумбха-мелы становится коллективное купание в день великого праздника. Вода в реке зимой довольно прохладная, но на берегу и в воде толпятся тысячи людей в ожидании смыть с себя грязь грехов и пороков.

Церемония часто начинается ещё до восхода солнца. Индуисты выстраиваются в определённом порядке, предписанном акхарами, и начинают двигаться группами, постепенно вливаясь в главный людской поток. Плотными шеренгами правоверные не спеша двигаются к Тривенисангаму. Возглавляет шествие наряженный цветами и разрисованный яркими красками слон, за ним следует мужчина на коне без седла. Все выглядят абсолютно по-разному. Кто-то совершенно голый, обмазанный лишь слоем пепла, кто-то в ярких одеждах, кто-то подъезжает на дорогой машине, одетый в богатые одеяния.

В течение месяца паломники прибывают и убывают, оставляя реке свои грехи. Ни на день не прекращается движение этого своеобразного человеческого муравейника.

Завершающим этапом становятся жертвоприношения богам, которые с торжественными почестями сжигаются в священном огне.

Предстоящая Кумбха-мела должна пройти с 27 января по 25 февраля в Аллахабаде.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Индия

Лучшие отели Дели

В столице Индии существуют 45 отелей. Они разделяются по категориям от 2* до 5*. Давайте рассмотрим самые популярные отели Нью-Дели.
Разделы по теме:

Достопримечательности Индии - Памятники Кхаджурахо

Кхаджурахо - это комплекс храмов Индии, созданных примерно в 1000 году. Известность храмам принесли скульптуры, которые изображают сцены сексуального характера, а также эпизоды группового секса и зоофилии

Курорты Индии - Южный Гоа

Южный Гоа создан для любителей спокойного, комфортабельного и уединённого отдыха. Славится своими огромными не многолюдными пляжами, высоким сервисом и удивительной природой. Любители восточной экзотики смогут насладиться не только отдыхом, но и «окунуться» в мир традиций, сказаний и легенд, уходящих своими корнями вглубь веков.
Разделы по теме:

Достопримечательности в Дели

Де́ли - это второй по величине мегаполис в Индии после Мумбаи, Дели расположен на западном берегу реки Ямуна (Джамны) на севере Индии. Это многонациональный город в котором тесно переплелись разные культуры
Разделы по теме:

Экскурсии в Индии - Гималаи и малый Тибет

Наверное, знают все, что Гималаи самые большие горы в мире. Но также Индия известна и Арлиной цветов. Концентрация неповторимых экскурсий, лыжных спусков, туристических курортов и многих других экстремальных занятий. На многих улицах вы можете увидеть монахов, которые несут флаги, на которых написаны молитвы. Таким образом, Индия - самая религиозная страна.
Разделы по теме:

Достопримечательности в Мубаи

При посещении Индии нельзя обойти вниманием город Мумбаи, который многие знают как Бомбей. Но, вне зависимости от своего названия, этот город не перестает быть крайне интересным, красивыми и манящим для туристов
Разделы по теме:

Курорты Индии - Андаманские и Никобарские острова

В этой статье я расскажу о популярнейших на весь мир уголках планеты. Курортах Индии, имеющих мировое значение, а именно о Андаманских и Никобарских островах. Опишем географическое положение данной группы островов. Преобладающий климат на их территории. Расскажу о достопримечательностях и ценностях Индийской земли.
Разделы по теме:

Андаманские острова сегодня

Многие впервые узнали об Андаманских островах из повести Артура Конан-Дойля «Знак четырех» как о месте с крайне неблагоприятным климатом, тропическими болезнями и злыми аборигенами. Сейчас это одно из наиболее красивейших мест на земле. Белоснежные пляжи, на которых растут кокосовые пальмы, окружены прозрачно-изумрудной океанской водой. Мангровые заросли, коралловые чащобы в которых плавают рыбы необыкновенной окраски, дельфины и гигантские черепахи…
Разделы по теме:

Достопримечательности Индии - Эллора

Туристам, проводящим свой отпуск на пляжах Индии, часто хочется разнообразия в отдыхе. В этом случае можно посетить экскурсии и достопримечательности Индии. Страна обладает богатой и очень интересной историей, а также уникальным культурным и религиозным наследием. Множество достопримечательностей ждут своих посетителей. Одной из них является Эллора – большой храмовый комплекс, который состоит из пещерных храмов и помещений. Их создание происходило в VIII – IX веках

Достопримечательности Индии – Паттадакал

Старинный город Паттадакал (Pattadakal) обосновался в Южной Индии, а именно на севере штата Карнатака, неподалеку от не менее известных Бадами (22 км на запад) и Айхоле (10 км на северо-восток), практически между ними. Именно в Паттадакале находится знаменитый архитектурный комплекс VIII века, представляющий из себя апогей в развитии индуистского стиля весара (гибрид южного и северного стиля) в храмовой архитектуре. Храмовый ансамбль Паттадакала был в 1987 году внесен ЮНЕСКО в перечень объектов, представляющих всемирную ценность