Национальная индийская одежда


История происхождения индийской одежды

В легендах Индии упоминается, что создание ткани сродни созданию Вселенной. Нить «сутра» - это основа зарождения Вселенной, а ткач «сутрадхара» - творец Вселенной.
История индийской национальной одежды берёт начало с Индской цивилизации, которая существовала в 2800-1800 годах до н.э. В найдённых источниках описывается статуя жреца, одетого в драпированную ткань – прототип сари.

Хотя некоторые историки уверены, что дхоти (мужская драпируемая одежда) появилось раньше сари. До 14 века дхоти не имело принадлежности к полу как сейчас, его носили и мужчины, и женщины. Скульптуры Гандхары изображают богинь, одетых в свободно ниспадающие набедренные повязки. Из древних письменных источников – Рамаяны и Махабхараты известно, что повседневная одежда и мужчин и женщин состояла из дхоти или саронга, укрывавшего ноги, и покрывала, накидываемого на плечи или голову. Цельнотканое сари стало традиционным чуть позднее.

С 14 века начинают формироваться определённые правила ношения дхоти и сари, в костюмах появляются элементы принадлежности к мужскому или женскому полу. Также в одежде появляются детали, обозначающие региональную принадлежность носящего.

Хоть в основе своей сари остаётся неизменным вот уже несколько тысячелетий.

Самые горячие споры вызывает происхождение чоли и юбки, надеваемой под сари. Некоторые историки считают, что это относительно недавно появившиеся предметы одежды. Возникли они как результат колонизации Индии англичанами, чтобы удовлетворить пуританские требования скромности. А ранее индийские женщины носили лишь отрез ткани на бёдрах, грудь же была обнажена.

Другие исследователи приводят письменные и художественные доказательства существования различных видов повязок и покрывал на грудь.

До 20 века женщины Южной Индии носили сари без чоли, оставляя открытой верхнюю часть тела. Хотя и сегодня некоторые сельские женщины обходятся без чоли.

В разных регионах Индии традиционная одежда хоть немного, но различается. Многие нюансы, например, цвет, плотность ткани зависят от особенностей местного климата. Большой популярностью пользуется одежда из цельных кусков ткани (сари, дхоти, лунги). Также популярны шитые костюмные варианты. У женщин – пенджаби, состоящие из шароваров и курты-пижамы. У мужчин - свободные хлопковые брюки и рубашки.

Виды традиционной одежды

1. Сари

Ещё в 3000 г. до н.э. в литературе и художественных источниках появляются первые упоминания о подобии сари.

Одна из древнейших легенд гласит, что сари впервые выткал один ткач-волшебник. В мечтах о женщине, представляя блеск её глаз, шелковистость волос, оттенки настроения и нежность прикосновений, он выткал удивительную ткань. Она была настолько прекрасна и похожа на женщину, что волшебник не мог остановиться и соткал много-много ярдов. Наконец, он свалился от усталости, но был абсолютно счастлив, так как его мечты воплотились в такую прекрасную одежду.

Ещё одна индийская легенда гласит, что как-то раз царь Пандав проиграл в кости вражескому клану Кауравов всю свою казну, войско, мать, братьев и любимую жену Драупади. Она отказалась добровольно отдаться победителю, сославшись на то, что ещё не одета. Тогда слуги схватили красавицу за волосы и беспощадно поволокли к своему повелителю. Драупади, вся в слезах, из последних сил удерживала платье, которое наполовину распустилось, а враги наблюдали за унижением Пандава и его жены со злорадной насмешкой. Один из слуг решил полностью сорвать с Драупади одежду, чтобы окончательно опозорить род Пандавов, но все усилия были тщетны - платье оставалось на женщине. Тогда разозлённые Кауравы все вместе схватили один конец тончайшего шёлкового материала и продолжали тянуть и распутывать одежды, но им по-прежнему ничего не удавалось. Ведь бог Кришна пообещал защищать женскую добродетель при помощи сари. Таким образом, ещё 5 тысяч лет назад в письменных источниках упоминалось о таком виде женской одежды, как сари.

Естественная простота и элегантность сари не изменилась и по сей день. Сари является гордостью индийской женщины. Каждое сари индивидуально и неповторимо, как правило сделано вручную. Сари бывают изысканными и скромными, простыми и оригинальными, повседневными и свадебными. Его вышивают бисером и золотыми нитками, украшают аппликациями и окантовками.

Самый простой способ заинтересовать индийского мужчину – одеться в интригующее сари, оголяющее плечо или открывающее часть спины. Настоящие умелицы повязывают его так, чтобы подчеркнуть все достоинства и одновременно задрапировать недостатки. Любая женщина становится хрупкой и нежной, облачившись в сари. Это одеяние не зависит от веяний моды, оно никогда не устаревает и просто не может надоесть, так как всегда можно придумать новый способ драпировки. Женщина в сари – творец своего стиля. По этим причинам сари становится всё более популярным во всём мире. Комфорт, элегантность, свобода самовыражения ценятся в любом уголке земли

Слово «сари» на санскрите означает «полоска ткани».

Сари представляет собой отрез ткани длиной 4.5 – 9 метров и шириной 1 – 1.2 метра. Эту ткань оборачивают вокруг тела. Существует множество способов и стилей оборачивания в сари. От простых, повседневных, до замысловатых, для торжественных случаев. Носится сари обычно с блузой чоли и подъюбником павада. Самым распространенным способом ношения сари считается «ниви». Один конец сари два раза оборачивается вокруг бёдер, а второй закрепляется на нижней юбке и перебрасывается через плечо. Выходя на улицу, женщины обычно накидывают свободный край сари на голову. Материал, из которого делается сари, как в древности, так и в наше время зависит от социального положения и материальной обеспеченности женщины. А способ ношения всегда оставался единым для всех слоёв общества.

2. Дхоти

Дхоти – это прямоугольный отрез ткани длиной от двух до пяти метров, оборачиваемый вокруг бёдер с пропусканием между ног. Напоминает короткие шаровары. В наше время дхоти считается мужским видом одежды. Ткань для дхоти используется хлопчатобумажная или шёлковая, чаще всего белая, либо однотонная цветная. Иногда украшается вышитым или нарисованным орнаментом по краю. В некоторых районах Индии дхоти повязывают немного по-другому и носят в виде юбки с запахом.

Длина дхоти может различаться у разных каст. Чем выше каста, тем длиннее дхоти. Короткие дхоти представителей низшей касты лучше приспособлены для работы.

Дхоти, как национальная одежда, создаёт положительный имидж политическим деятелям и другим публичным людям. Считается, что мужчина в дхоти ориентирован на традиционные ценности и культурные традиции. Мужчин, одетых в дхоти, в Индии можно встретить повсюду – в университете, в храме, на рынке, на стадионе. Каких-либо ограничений в этом плане нет. Как нет и возрастных ограничений – надевает дхоти и стар, и млад.

В последнее время дхоти повсеместно распространилось и на Западе. Привлекает модников оно, прежде всего, удобством, экологичностью, экзотичностью, безвредностью для здоровья. «Новичкам» иногда сложно самостоятельно повязать дхоти, но в нынешнюю эпоху интернета это не проблема. На любом тематическом сайте можно найти множество видеоуроков – от стандартной до искусной драпировки.

3. Саронг

Саронг – один из видов традиционной индийской одежды для мужчин и женщин. Представляет собой полоску однотонной цветной или разноцветной хлопчатобумажной ткани, оборачиваемую вокруг бёдер у мужчин или от груди у женщин. Саронг всегда ниже колена, чаще всего доходит до щиколоток и представляет собой подобие длинной юбки или платья.

Саронг распространён не только в Индии, но и в Бангладеше, Малайзии, Камбодже, Мьянме, Полинезии и других южных государствах.

Главным предназначением саронга является защита тела от солнца и обеспечение вентиляции в условиях жаркого тропического климата. Саронг также универсален в случае небольшого похолодания. – полы можно завязать узлом или подоткнуть за пояс. Традиции повязывания саронга в разных регионах имеют свои особенности. Для ношения саронга нужны определённые навыки и исключение резких движений, так как бельё под саронг надевать не принято.

Большой популярностью саронги пользуются у приезжих туристов на пляжах и в качестве сувенирной продукции.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Индия

Города Индии – Маргао

Маргао – это второй по величине город Гоа, расположенный в Южном Гоа и являющийся его административным штабом и коммерческой столицей штата. Расстояние до пляжей Бенаулим и Колва – 6 км. В Маргао хорошо развита сеть автомобильных и железнодорожных путей сообщения, а качество дорог – отличное. В городе плодородная почва, поделенная между несколькими семьями крупных землевладельцев.
Разделы по теме:

Города Индии - Дона-Паула

Дона – Паула – рай для влюбленных и серфингистов. А еще это один из красивейших городов Индии. Его даже называют «жемчужиной Гоа». Читайте о достопримечательностях, развлечениях и местных обычаях.
Разделы по теме:

Города Индии – Анджуна

Анджуна – это довольно большая деревня, расположенная на севере штата Гоа. Большинство старинных домов в деревне, это старинные португальские дома. Останавливаться в них любят старые тусовщики, которые помнят это место с тех пор, когда оно еще не было так популярно.
Разделы по теме:

Достопримечательности Индии – Обсерватория Джантар-Мантар

Джантар Мантар – это обсерватория, расположенная под открытым небом в столице штата Раджастхан городе Джайпуре (Индия). Она состоит из четырех гигантских приборов для астрономических наблюдений, построенных из кирпича и камня

Достопримечательности Индии - Храм Аннамалаияра

В индийском штате Тамил-Наду, а именно в городке Тируваннамалай у подножия священного холма Аруначала (Аннамалаи) находится храм, занимающий особое место в шиваизме. Называется этот один из крупнейших и знаменитых храмов Индии - Храм Аннамалаияра.

Он является храмом огненной стихии и входит в состав храмового ансамбля Панча Бхута Стхалам. Ансамбль состоит из пяти величественных храмов (мест поклонения), неразрывно связанных с пятью главными элементами (атрибутами) - землей, воздухом, огнем, водой, нашими предками. Ключевым атрибутом является огонь - Храм Аннамалаияра

Города Индии – Мандрем

Одним из самых древних городов в Индии, с богатой историей и культурой. Который стал центром торговли и паломничества может считаться город Мадурай.
Разделы по теме:

Священные города Индии (общий обзор)

В индуизме существует понятие святости места. Это места, где произошло какое-либо религиозное или священное событие, например, родился или жил кто-либо из божеств, или же проходили какие-либо битвы. Они носят название кшетра – священная земля. Практически каждый храмовый город является кшетрой и местом для паломничества
Разделы по теме:

Города Индии – Мандрем

Мандрем – это плеяда пляжей, которые расположены к югу от пляжа Дюнас. Эти пляжи почти безлюдные и совсем небольшие. На пляже есть места, где обитают морские оливковые черепахи. На территории пляжей находятся гестхаусы с прекрасным видом из окна и выходом на пляж. На берегу можно арендовать бунгало, домик или дорогостоящую виллу.
Разделы по теме:

Экскурсии в Индии - Аюрведа – лечение и оздоровление в Керале

Один из самых развитых штатов в Индии – Керала- представляет собой туристический рай. Расположен он вдоль береговой линии на 900км. Все самое лучшее сосредоточилось в этом юго-западном уголке Индии.
Разделы по теме:

Экскурсии в Индии - Классическая Индия

Индия – это страна благовоний, загадок и богатой истории. Для тех, кому надоело отдыхать на пляжах и для любителей истории и новых впечатлений, предоставлена возможность посетить экскурсию под названием «Классическая Индия».
Разделы по теме: