Национальная индийская одежда


История происхождения индийской одежды

В легендах Индии упоминается, что создание ткани сродни созданию Вселенной. Нить «сутра» - это основа зарождения Вселенной, а ткач «сутрадхара» - творец Вселенной.
История индийской национальной одежды берёт начало с Индской цивилизации, которая существовала в 2800-1800 годах до н.э. В найдённых источниках описывается статуя жреца, одетого в драпированную ткань – прототип сари.

Хотя некоторые историки уверены, что дхоти (мужская драпируемая одежда) появилось раньше сари. До 14 века дхоти не имело принадлежности к полу как сейчас, его носили и мужчины, и женщины. Скульптуры Гандхары изображают богинь, одетых в свободно ниспадающие набедренные повязки. Из древних письменных источников – Рамаяны и Махабхараты известно, что повседневная одежда и мужчин и женщин состояла из дхоти или саронга, укрывавшего ноги, и покрывала, накидываемого на плечи или голову. Цельнотканое сари стало традиционным чуть позднее.

С 14 века начинают формироваться определённые правила ношения дхоти и сари, в костюмах появляются элементы принадлежности к мужскому или женскому полу. Также в одежде появляются детали, обозначающие региональную принадлежность носящего.

Хоть в основе своей сари остаётся неизменным вот уже несколько тысячелетий.

Самые горячие споры вызывает происхождение чоли и юбки, надеваемой под сари. Некоторые историки считают, что это относительно недавно появившиеся предметы одежды. Возникли они как результат колонизации Индии англичанами, чтобы удовлетворить пуританские требования скромности. А ранее индийские женщины носили лишь отрез ткани на бёдрах, грудь же была обнажена.

Другие исследователи приводят письменные и художественные доказательства существования различных видов повязок и покрывал на грудь.

До 20 века женщины Южной Индии носили сари без чоли, оставляя открытой верхнюю часть тела. Хотя и сегодня некоторые сельские женщины обходятся без чоли.

В разных регионах Индии традиционная одежда хоть немного, но различается. Многие нюансы, например, цвет, плотность ткани зависят от особенностей местного климата. Большой популярностью пользуется одежда из цельных кусков ткани (сари, дхоти, лунги). Также популярны шитые костюмные варианты. У женщин – пенджаби, состоящие из шароваров и курты-пижамы. У мужчин - свободные хлопковые брюки и рубашки.

Виды традиционной одежды

1. Сари

Ещё в 3000 г. до н.э. в литературе и художественных источниках появляются первые упоминания о подобии сари.

Одна из древнейших легенд гласит, что сари впервые выткал один ткач-волшебник. В мечтах о женщине, представляя блеск её глаз, шелковистость волос, оттенки настроения и нежность прикосновений, он выткал удивительную ткань. Она была настолько прекрасна и похожа на женщину, что волшебник не мог остановиться и соткал много-много ярдов. Наконец, он свалился от усталости, но был абсолютно счастлив, так как его мечты воплотились в такую прекрасную одежду.

Ещё одна индийская легенда гласит, что как-то раз царь Пандав проиграл в кости вражескому клану Кауравов всю свою казну, войско, мать, братьев и любимую жену Драупади. Она отказалась добровольно отдаться победителю, сославшись на то, что ещё не одета. Тогда слуги схватили красавицу за волосы и беспощадно поволокли к своему повелителю. Драупади, вся в слезах, из последних сил удерживала платье, которое наполовину распустилось, а враги наблюдали за унижением Пандава и его жены со злорадной насмешкой. Один из слуг решил полностью сорвать с Драупади одежду, чтобы окончательно опозорить род Пандавов, но все усилия были тщетны - платье оставалось на женщине. Тогда разозлённые Кауравы все вместе схватили один конец тончайшего шёлкового материала и продолжали тянуть и распутывать одежды, но им по-прежнему ничего не удавалось. Ведь бог Кришна пообещал защищать женскую добродетель при помощи сари. Таким образом, ещё 5 тысяч лет назад в письменных источниках упоминалось о таком виде женской одежды, как сари.

Естественная простота и элегантность сари не изменилась и по сей день. Сари является гордостью индийской женщины. Каждое сари индивидуально и неповторимо, как правило сделано вручную. Сари бывают изысканными и скромными, простыми и оригинальными, повседневными и свадебными. Его вышивают бисером и золотыми нитками, украшают аппликациями и окантовками.

Самый простой способ заинтересовать индийского мужчину – одеться в интригующее сари, оголяющее плечо или открывающее часть спины. Настоящие умелицы повязывают его так, чтобы подчеркнуть все достоинства и одновременно задрапировать недостатки. Любая женщина становится хрупкой и нежной, облачившись в сари. Это одеяние не зависит от веяний моды, оно никогда не устаревает и просто не может надоесть, так как всегда можно придумать новый способ драпировки. Женщина в сари – творец своего стиля. По этим причинам сари становится всё более популярным во всём мире. Комфорт, элегантность, свобода самовыражения ценятся в любом уголке земли

Слово «сари» на санскрите означает «полоска ткани».

Сари представляет собой отрез ткани длиной 4.5 – 9 метров и шириной 1 – 1.2 метра. Эту ткань оборачивают вокруг тела. Существует множество способов и стилей оборачивания в сари. От простых, повседневных, до замысловатых, для торжественных случаев. Носится сари обычно с блузой чоли и подъюбником павада. Самым распространенным способом ношения сари считается «ниви». Один конец сари два раза оборачивается вокруг бёдер, а второй закрепляется на нижней юбке и перебрасывается через плечо. Выходя на улицу, женщины обычно накидывают свободный край сари на голову. Материал, из которого делается сари, как в древности, так и в наше время зависит от социального положения и материальной обеспеченности женщины. А способ ношения всегда оставался единым для всех слоёв общества.

2. Дхоти

Дхоти – это прямоугольный отрез ткани длиной от двух до пяти метров, оборачиваемый вокруг бёдер с пропусканием между ног. Напоминает короткие шаровары. В наше время дхоти считается мужским видом одежды. Ткань для дхоти используется хлопчатобумажная или шёлковая, чаще всего белая, либо однотонная цветная. Иногда украшается вышитым или нарисованным орнаментом по краю. В некоторых районах Индии дхоти повязывают немного по-другому и носят в виде юбки с запахом.

Длина дхоти может различаться у разных каст. Чем выше каста, тем длиннее дхоти. Короткие дхоти представителей низшей касты лучше приспособлены для работы.

Дхоти, как национальная одежда, создаёт положительный имидж политическим деятелям и другим публичным людям. Считается, что мужчина в дхоти ориентирован на традиционные ценности и культурные традиции. Мужчин, одетых в дхоти, в Индии можно встретить повсюду – в университете, в храме, на рынке, на стадионе. Каких-либо ограничений в этом плане нет. Как нет и возрастных ограничений – надевает дхоти и стар, и млад.

В последнее время дхоти повсеместно распространилось и на Западе. Привлекает модников оно, прежде всего, удобством, экологичностью, экзотичностью, безвредностью для здоровья. «Новичкам» иногда сложно самостоятельно повязать дхоти, но в нынешнюю эпоху интернета это не проблема. На любом тематическом сайте можно найти множество видеоуроков – от стандартной до искусной драпировки.

3. Саронг

Саронг – один из видов традиционной индийской одежды для мужчин и женщин. Представляет собой полоску однотонной цветной или разноцветной хлопчатобумажной ткани, оборачиваемую вокруг бёдер у мужчин или от груди у женщин. Саронг всегда ниже колена, чаще всего доходит до щиколоток и представляет собой подобие длинной юбки или платья.

Саронг распространён не только в Индии, но и в Бангладеше, Малайзии, Камбодже, Мьянме, Полинезии и других южных государствах.

Главным предназначением саронга является защита тела от солнца и обеспечение вентиляции в условиях жаркого тропического климата. Саронг также универсален в случае небольшого похолодания. – полы можно завязать узлом или подоткнуть за пояс. Традиции повязывания саронга в разных регионах имеют свои особенности. Для ношения саронга нужны определённые навыки и исключение резких движений, так как бельё под саронг надевать не принято.

Большой популярностью саронги пользуются у приезжих туристов на пляжах и в качестве сувенирной продукции.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Индия

Города Индии – Каджурахо

Путешественникам, предпочитающим посещение древних исторических достопримечательностей, стоит увидеть крупнейший храмовый комплекс в Индии Каджурхо.
Разделы по теме:

Экскурсии в Индии – Чандигарх

Уникальная атмосфера этого необычного города не свойственная больше ни одному городу Индии, он стоит особняком среди других городов... А все потому, что городов, похожих на Чандигарх попросту нет. Не случайно именно он выбран в качестве национального символа Индии. Удивительная архитектура Чандигарха уже сама по себе является достопримечательностью. А если к ней добавить музеи, сады и галереи, то не остается сомнений, что Чандигах является городом, который хочется изучать часами
Разделы по теме:

Города Индии – Синкуэрим

Северный Гоа славится своей бурной ночной жизнью и великолепными золотистыми пляжами. Вдоль линии прибоя расположилось много городов, куда в основном любит ездить отдыхать молодежь из Европы и Америки. Именно благодаря ним это место прославилось на весь мир.
Разделы по теме:

Достопримечательности Индии - Мавзолей Низамуддина

Мавзолей Низамуддина посвящен одному из известнейших суфийских святых Низамуддина Аулия и расположен в одном из районов Дели под названием Низамуддин-Вест. Каждый день его посещают более тысячи мусульман, а также представителей других религий

Достопримечательности Индии - Чандни-Човк

Чандни-Човк - торговая улица протяженностью порядка 3,5 км и одновременно старейший и крупнейший рынок Центрального Дели. Рынок является живым наследием эпохи царствования Великих Моголов. К тому же это колоритнейшее место индийской столицы, где можно найти и купить буквально всё, начиная с булавки и заканчивая бриллиантами. Чандни-Човк - это рай для шопоголика.

Экскурсии в Индии - Гоа Рынок в Арпоре

Буклеты турфирм обычно приглашают туристов «на Гоа», журналисты называют Гоа островом. На самом деле это не остров, а самый маленький индийский штат, расположенный на берегу Аравийского моря, на юго-западе страны, а посему ехать надо «в Гоа». Штат Гоа, бывшая португальская колония, а теперь большая туристическая деревня, притягивающая любопытных со всего мира сплошной линией пляжей с белоснежным песком, кокосовыми пальмами, атмосферой расслабленности.
Разделы по теме:

Достопримечательности Индии - Пещерные храмы острова Элефанта

Загадочное и сокровенное место в Индии, которое стоит посетить любителям приключений это Остров Элефанта. На этом острове туристы смогут найти многочисленные памятники истории, а также архитектурные творения, которые датируются VI и VIII вв.

Достопримечательности Индии - Красный форт (Агра)

Красный форт – сооружение, которое напоминает собой крепость. Он был построен в городе Агра во времена правления Великих Моголов и служил их резиденцией. Форт построен из красного кирпича, отсюда и получил своё название

Достопримечательности Индии - Шраванабелагола

Шраванабелагола («бел» - белый, «гола» - озеро) - город белого озера, под которым подразумевается удивительно красивый пруд в центральной части города. Шраванабелагола расположен в округе Хассан штата Карнатака, в 158 км от Бангалора. Город белого озера - это одно из самых важных и главных мест паломничества джайнов (последователей джайнизма) в Индии

Достопримечательности Индии - Церковь Святого Джеймса

Сегодня индия является самой востребованной страной среди иностранных туристов. Здесь есть всё, что нужно любому путешественнику:
• Высокие и опасный Гималайские возвышенности4
• Таинственные уголки Тибета;
• Священные омовения в многоводной реке Ганг;
• Великолепные пляжи штата Гоа;
• Красивые леса и плантации индийского чая;
• Праздничные гуляния и торжественные шествия слонов, а также много всего интересного и запоминающегося.
Сегодня темой для нашего разговора будут архитектурные памятники Индии, к которым относится и церковь святого Джеймса