Египетский бог Амон-Ра


Древний Египет славился своим огромным пантеоном богов. Однако в период Среднего царства на роль главного бога выдвигается местное фиванское божество Амон. С течением времени оно трансформируется в единого государственного верховного бога Амона-Ра. Однако, не смотря на такой высокий статус, он не стал популярным в народе как Осирис. Амон-Ра оставался в первую очередь государственным божеством и покровителем фараонов.

Общая информация

История бога Амона очень сложна и запутана. В древнем Египте верховным божеством являлся Ра, однако в эпоху Среднего царства его позиции значительно пошатнулись. Это было связано с приходом к власти основателя XII династии Аменемхета I, который приложил большие усилия для выдвижения культа нового государственного бога. Вполне вероятно, что Амон являлся покровителем этого фараона. Эта вероятность подтверждается сходством имён.

Но всё же что за божество Амон? Откуда пошёл его культ? По предположению учёных, скорее всего, это было олицетворение одной из восьми первостихий в понимании мудрецов верхнеегипетского города Гермополя. Уже оттуда, в конце Древнего царства культ Амона проникает в Фивы. Однако это божество не пользуется популярностью у фараонов XII династии. Однако с воцарением Аменемхета I Амон становится государственным богом Фив.

Изначально Амон являлся фиванским небесным божеством. Его имя переводится как «сокрытый», «потаённый». Статуи Амона как небесного божества красили в голубой цвет. Но чтобы придать значимость новому богу, Амона стали отождествлять с древним государственным богом Солнца Ра. Отныне он стал именоваться Амон-Ра, а с момента прихода к власти XVIII династии он почитается как «царь всех богов» и как бог-творец.

Именно с Амоном связано обожествление власти фараона, так он считался его сыном. Существовало поверье, что фараон рождается на свет от брака Амона и царицы-матери, к которой бог является в образе мужа. Также Амон-Ра считался военным божеством и даровал победы фараону. Его храмы содержали огромное количество сокровищ, а в качестве жертвы приносили отрезанные руки и фаллосы врагов. Эти части тела являлись основными символами бога, а жрицы считались его жёнами.

Но самый пышный расцвет культа Амона-Ра сложился уже в эпоху Нового царства. По представлениям жречества Амон наряду с Ра и Птахом составлял божественную триаду и в тоже время являлся единым богом и воплощая в себе других богов, в том числе Ра и Птаха, являясь владыкой мира. В это же время жрецы Амона-Ра сосредотачивают в своих руках огромные богатства и власть. Отныне влияние этого бога стало распространяться далеко за пределы Египта. А в период правления XVIII династии в честь Амона-Ра возводятся грандиозные храмы в Карнаке и Луксоре.

Чаще всего Амон-Ра изображался в виде человека увенчанного короной с двумя высокими перьями и солнечным диском. В руках он держал анх. Однако существует и другое изображение бога в виде человека с головой барана. Вероятно, это ассоциирование пришло из Нубии, где также распространился культ Амона-Ра. Так изначально полностью антропоморфное божество приобрело голову барана с закрученными рогами. Тело его покрывалось голубой краской, чтобы подчеркнуть связь с небом.

Священными животными Амона-Ра считались баран и белый гусь. Также эти животные считались символами мудрости. Однако существуют и другие воплощения Амона, например, в виде быка, ведь изначально Амон воспринимался как божество, отвечающее за плодородие и изобилие. Также его ассоциировали в виде змея, носящего имя Кематеф, где Амону приписывали функции создателя, который сотворил и все вокруг из первоначального хаоса. С развитием культа Амона-Ра его супругой стала верховная богиня-мать Мут, хотя ранее в этом качестве была богиня Уасрет. Сыном Амона и Мут считался лунный бог Хонсу.

Причины возникновения культа Амона-Ра

Египетское общество очень трепетно относилось к религиозным вопросам, поэтому смена верховного бога не смогла бы пройти без веских на то причин. Дело в том, что к началу воцарения XII династии возник переходный период в религиозных воззрениях. В этот период возникают приметы нового мировосприятия восприятия. Это было связано с другими представлениями о загробном мире. Об этом свидетельствуют источники этого времени.

Если ранее загробный мир, в представлении египтянина, почти ничем не отличался от реального, то с распадом Древнего царства он изображается как страна вечного сна и тягостного мрака, где нет воздуха, воды, радостей бытия и любви. Египтяне находились в поиске решения проблемы жизни и смерти. Эти искания и облегчили принятие нового культа. Всё это содействовало утверждению Амона-Ра в качестве нового государственного бога Египта.

Сразу после принятия нового культа в обществе стали изживаться представления о загробном мире как царстве мрака и сна. Жители вновь должны были поверить в солнечное и счастливое существование после смерти. Но в их представления время внесло свою корректировку. Дело в том, что новый бог в отношении покойных отличался от старых культов. Теперь это был заботливый небожитель, который всегда был готов протянуть руку помощи даже самым презренным обитателям мира живых.

Каждый мог рассчитывать на помощь Амона-Ра, даже самый обездоленный житель древнего Египта. Таким образом устранялась несправедливость прежних верований. Ведь раньше обездоленный не мог претендовать на лучший удел в загробном мире. Только удачливый мог претендовать на содействие Ра после смерти. Это кардинальное изменение в представлениях о загробном мире было связано с возрастанием влияния средних слоёв населения на общественную и государственную жизнь в Египте. А повторение несправедливости в культовых представлениях могло привести к непредвиденным последствиям. Поэтому создатели культа Амона-Ра должны были с этим считаться.

Но, несмотря на столь кардинальные перемены и попытки придать облику нового божества черты заботливого отца для простых мирян, Амон-Ра оставался в первую очередь богом государственным, покровителем правящей династии. Он не мог с такими обстоятельствами стать демократическим богом, как например Осирис. Культ Осириса в период Среднего царства находил всё больше приверженцев. А фараоны XII династии, выдвигая «своего» бога Амона-Ра, не чинили препятствий для возвышения популярного бога Осириса среди всех слоёв населения.

Дальнейшее развитие и упадок культа Амона-Ра

Хотя в период Нового царства культ Амона-Ра достиг своего наивысшего расцвета, произошло событие, которое угрожало дальнейшему существованию всему пантеону божеств. Это время правления фараона Эхнатона. В его время правления наметился религиозный кризис, грозивший расколоть общество. Попытка фараона ввести единобожие в виде культа Атона потерпела неудачу после его смерти. Преемник Эхнатона Тутанхамон реставрировал культы древних божеств во главе с Амоном-Ра. В результате этого позиции фиванского жречества только усилились. Это привело к установлению теократии, и в будущем на престол взошёл Херихор, который являлся верховным жрецом Амона.

Уже к периоду Нового царства почитание Амона-Ра достигло наивысших высот, что было связано с образованием жреческого государства. Это влияние проникло во все сферы жизни общества. В Фивах от имени Амона начали издаваться целые указы. Однако слава этого божества тоже стала постепенно меркнуть. В эпоху Позднего царства к власти приходят саисские XXV и XXVI династии. Начинает возвеличиваться древняя саисская богиня Нейт, которая и стала покровительницей новых династий.

Культ Амона-Ра начинает приходить в упадок. Из общегосударственного почитания он опять превращается номового бога Фив, где он продолжает почитаться. Также его культ иногда встречался в малочисленных местностях страны.

Заключение

На протяжении тысячелетий существования древнеегипетского государства культ Амона-Ра прошел длинный путь от культа номового божества до главного бога общегосударственного значения. Так получилось, что возвышение его культа пришлось на мировоззренческий кризис древних египтян. Он смог дать простым людям надежду хотя бы на равенство в загробном мире, чего ранее не было. Но вместе с тем это был государственный бог, который, не смотря на своё милосердие, не смог стать воистину народным. Его место в жизни людей разных слоев занял более демократичный Осирис. Все равно в повседневном быту простых людей он оставался в первую очередь покровителем фараонов, залогом их власти и их военных побед.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Египет

Покупка экскурсий на улице

Туристы, заботящиеся о безопасности, отдают предпочтение покупке экскурсий в отеле Отдых в Египте – достойный выбор. Но существуют определенные нюансы, знание которых позволит получить настоящее удовольствие от путешествия. Каждому туристу, решившему начать свое знакомство с культурой Египта, придется сделать следующий выбор. Как лучше поступить? Приобрести экскурсию в отеле или на улице у местных торговцев?

Шопинг и сувениры в Египте

Шопинг и сувениры в Египте - Фото Попав в Египет в первый раз, не всякий турист сразу приходит в себя от обилия сувенирных лавочек и магазинов. Что именно выбрать и какую цену заплатить – вот основные вопросы, на которые нелегко найти ответ, если не знаешь «особенностей национальной охоты» за сувенирами.
Разделы по теме:

Каир – столица Египта

Каир фото Одним из центров туристического отдыха в Египте является город Каир. Каир является не только крупнейшим городом и столицей Египта, но и еще самым большим городом на Африканском континенте, его называют сердцем Востока.

Тонкости обращения в полицию Египта

Фото Иногда туристам, отдыхающим в Египте, приходится приобретать опыт в общении с представителями власти. Происходит это по многим причинам: кражи, махинации, оскорбления, причинение вреда здоровью, изнасилования и так далее.
Разделы по теме:

Абу-Симбел в Египте

Абу-Симбел уже давно стал одной из визитных карточек Египта. Это уникальный храм, высеченный в скале, внесенный ЮНЕСКО в список всемирного наследия. Помимо того это единственный храм, который из-за угрозы затопления перенесли на более высокое место

Биография Хеопса

Хеопс – греческое имя египетского фараона Хуфу - третьего царя в четвертой древнеегипетской династии. Его имя известно во всем мире благодаря возведению самой огромной пирамиды в Гизе. Согласно свидетельствам античных персидских и греческих историков, Хеопс закрепил за собой репутацию деспота и тирана, который истощил ресурсы страны и изнурял тяжелой работой египтян для того, чтобы прославиться строительством великой пирамиды. Однако найденные немногочисленные прижизненные источники свидетельствуют о Хеопсе, как о мудром и дальновидном правителе
Разделы по теме:

Древние книги Египта

Книжное мастерство древнего Египта зародилось в глубокой древности. Сам процесс изготовления папирусной бумаги был трудоёмким, но результаты стоили того. Благодаря развитию литературы до нас дошли удивительные произведения древности, а искусность их оформления позволяет утверждать нам, что это были первые иллюстрированные книги в мире

Погода в Египте в ноябре

Ноябрь – это то время, когда на европейских и турецких курортах заканчивается пляжный сезон. И тогда толпы туристов, в поисках недорогого и доступного отдыха, устремляются в Египет, на курорты Красного моря, которое само по себе является достопримечательностью. А вкупе с памятниками древности и тёплым климатом, делают это место популярным местом отдыха круглый год
Разделы по теме:

Храмы Древнего Египта

Храмы, возведенные в Древнем Египте еще около 5 тысяч лет назад, до сих пор поражают воображение туристов и исследователей своим величием. Это одно из главных достояний Египта, сохранившихся в память о древней цивилизации
Разделы по теме:

Искусство в Древнем Египте

Культура Древнего Египта внесла огромный вклад в формирование всего античного искусства. Египетские мастера первыми в мире придумали монументальную каменную архитектуру, подарившую миру множество великолепных шедевров. Скульптурный портрет, отличающийся своей потрясающей реалистичной правдивостью. Египетские зодчие и скульпторы, благодаря великолепному владению навыками обработки камня,оставили нам потрясающие каменные статуи, от величия которых просто захватывает дух. Получили развитие и другие виды художественных ремёсел, оставивших потомкам в наследие ювелирные изделия из тончайшего золота, серебра и самоцветов, предметы из цветного стекла и фаянса, наряды из тончайших тканей
Разделы по теме: