Египетский бог Амон-Ра


Древний Египет славился своим огромным пантеоном богов. Однако в период Среднего царства на роль главного бога выдвигается местное фиванское божество Амон. С течением времени оно трансформируется в единого государственного верховного бога Амона-Ра. Однако, не смотря на такой высокий статус, он не стал популярным в народе как Осирис. Амон-Ра оставался в первую очередь государственным божеством и покровителем фараонов.

Общая информация

История бога Амона очень сложна и запутана. В древнем Египте верховным божеством являлся Ра, однако в эпоху Среднего царства его позиции значительно пошатнулись. Это было связано с приходом к власти основателя XII династии Аменемхета I, который приложил большие усилия для выдвижения культа нового государственного бога. Вполне вероятно, что Амон являлся покровителем этого фараона. Эта вероятность подтверждается сходством имён.

Но всё же что за божество Амон? Откуда пошёл его культ? По предположению учёных, скорее всего, это было олицетворение одной из восьми первостихий в понимании мудрецов верхнеегипетского города Гермополя. Уже оттуда, в конце Древнего царства культ Амона проникает в Фивы. Однако это божество не пользуется популярностью у фараонов XII династии. Однако с воцарением Аменемхета I Амон становится государственным богом Фив.

Изначально Амон являлся фиванским небесным божеством. Его имя переводится как «сокрытый», «потаённый». Статуи Амона как небесного божества красили в голубой цвет. Но чтобы придать значимость новому богу, Амона стали отождествлять с древним государственным богом Солнца Ра. Отныне он стал именоваться Амон-Ра, а с момента прихода к власти XVIII династии он почитается как «царь всех богов» и как бог-творец.

Именно с Амоном связано обожествление власти фараона, так он считался его сыном. Существовало поверье, что фараон рождается на свет от брака Амона и царицы-матери, к которой бог является в образе мужа. Также Амон-Ра считался военным божеством и даровал победы фараону. Его храмы содержали огромное количество сокровищ, а в качестве жертвы приносили отрезанные руки и фаллосы врагов. Эти части тела являлись основными символами бога, а жрицы считались его жёнами.

Но самый пышный расцвет культа Амона-Ра сложился уже в эпоху Нового царства. По представлениям жречества Амон наряду с Ра и Птахом составлял божественную триаду и в тоже время являлся единым богом и воплощая в себе других богов, в том числе Ра и Птаха, являясь владыкой мира. В это же время жрецы Амона-Ра сосредотачивают в своих руках огромные богатства и власть. Отныне влияние этого бога стало распространяться далеко за пределы Египта. А в период правления XVIII династии в честь Амона-Ра возводятся грандиозные храмы в Карнаке и Луксоре.

Чаще всего Амон-Ра изображался в виде человека увенчанного короной с двумя высокими перьями и солнечным диском. В руках он держал анх. Однако существует и другое изображение бога в виде человека с головой барана. Вероятно, это ассоциирование пришло из Нубии, где также распространился культ Амона-Ра. Так изначально полностью антропоморфное божество приобрело голову барана с закрученными рогами. Тело его покрывалось голубой краской, чтобы подчеркнуть связь с небом.

Священными животными Амона-Ра считались баран и белый гусь. Также эти животные считались символами мудрости. Однако существуют и другие воплощения Амона, например, в виде быка, ведь изначально Амон воспринимался как божество, отвечающее за плодородие и изобилие. Также его ассоциировали в виде змея, носящего имя Кематеф, где Амону приписывали функции создателя, который сотворил и все вокруг из первоначального хаоса. С развитием культа Амона-Ра его супругой стала верховная богиня-мать Мут, хотя ранее в этом качестве была богиня Уасрет. Сыном Амона и Мут считался лунный бог Хонсу.

Причины возникновения культа Амона-Ра

Египетское общество очень трепетно относилось к религиозным вопросам, поэтому смена верховного бога не смогла бы пройти без веских на то причин. Дело в том, что к началу воцарения XII династии возник переходный период в религиозных воззрениях. В этот период возникают приметы нового мировосприятия восприятия. Это было связано с другими представлениями о загробном мире. Об этом свидетельствуют источники этого времени.

Если ранее загробный мир, в представлении египтянина, почти ничем не отличался от реального, то с распадом Древнего царства он изображается как страна вечного сна и тягостного мрака, где нет воздуха, воды, радостей бытия и любви. Египтяне находились в поиске решения проблемы жизни и смерти. Эти искания и облегчили принятие нового культа. Всё это содействовало утверждению Амона-Ра в качестве нового государственного бога Египта.

Сразу после принятия нового культа в обществе стали изживаться представления о загробном мире как царстве мрака и сна. Жители вновь должны были поверить в солнечное и счастливое существование после смерти. Но в их представления время внесло свою корректировку. Дело в том, что новый бог в отношении покойных отличался от старых культов. Теперь это был заботливый небожитель, который всегда был готов протянуть руку помощи даже самым презренным обитателям мира живых.

Каждый мог рассчитывать на помощь Амона-Ра, даже самый обездоленный житель древнего Египта. Таким образом устранялась несправедливость прежних верований. Ведь раньше обездоленный не мог претендовать на лучший удел в загробном мире. Только удачливый мог претендовать на содействие Ра после смерти. Это кардинальное изменение в представлениях о загробном мире было связано с возрастанием влияния средних слоёв населения на общественную и государственную жизнь в Египте. А повторение несправедливости в культовых представлениях могло привести к непредвиденным последствиям. Поэтому создатели культа Амона-Ра должны были с этим считаться.

Но, несмотря на столь кардинальные перемены и попытки придать облику нового божества черты заботливого отца для простых мирян, Амон-Ра оставался в первую очередь богом государственным, покровителем правящей династии. Он не мог с такими обстоятельствами стать демократическим богом, как например Осирис. Культ Осириса в период Среднего царства находил всё больше приверженцев. А фараоны XII династии, выдвигая «своего» бога Амона-Ра, не чинили препятствий для возвышения популярного бога Осириса среди всех слоёв населения.

Дальнейшее развитие и упадок культа Амона-Ра

Хотя в период Нового царства культ Амона-Ра достиг своего наивысшего расцвета, произошло событие, которое угрожало дальнейшему существованию всему пантеону божеств. Это время правления фараона Эхнатона. В его время правления наметился религиозный кризис, грозивший расколоть общество. Попытка фараона ввести единобожие в виде культа Атона потерпела неудачу после его смерти. Преемник Эхнатона Тутанхамон реставрировал культы древних божеств во главе с Амоном-Ра. В результате этого позиции фиванского жречества только усилились. Это привело к установлению теократии, и в будущем на престол взошёл Херихор, который являлся верховным жрецом Амона.

Уже к периоду Нового царства почитание Амона-Ра достигло наивысших высот, что было связано с образованием жреческого государства. Это влияние проникло во все сферы жизни общества. В Фивах от имени Амона начали издаваться целые указы. Однако слава этого божества тоже стала постепенно меркнуть. В эпоху Позднего царства к власти приходят саисские XXV и XXVI династии. Начинает возвеличиваться древняя саисская богиня Нейт, которая и стала покровительницей новых династий.

Культ Амона-Ра начинает приходить в упадок. Из общегосударственного почитания он опять превращается номового бога Фив, где он продолжает почитаться. Также его культ иногда встречался в малочисленных местностях страны.

Заключение

На протяжении тысячелетий существования древнеегипетского государства культ Амона-Ра прошел длинный путь от культа номового божества до главного бога общегосударственного значения. Так получилось, что возвышение его культа пришлось на мировоззренческий кризис древних египтян. Он смог дать простым людям надежду хотя бы на равенство в загробном мире, чего ранее не было. Но вместе с тем это был государственный бог, который, не смотря на своё милосердие, не смог стать воистину народным. Его место в жизни людей разных слоев занял более демократичный Осирис. Все равно в повседневном быту простых людей он оставался в первую очередь покровителем фараонов, залогом их власти и их военных побед.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Египет

Особенности Египта — отношения между туристами и местным населением

Арабская культура в корне отличается от европейской Египет — одно из популярнейших мест отдыха, которое в то же время является довольно доступным. Отправляясь в эту страну, стоит изучить особенности местного населения.
Разделы по теме:

Обычаи и жизнь в Египте – взгляд изнутри

Фото Жизнь любой страны, если смотреть на нее изнутри, значительно отличается от того, что видят туристы. Ниже будут описаны различные стороны жизни в Египте, так сказать, взгляд изнутри.
Разделы по теме:

Погода в Египте в сентябре

У многих туристов сложилось устойчивое мнение о курортах Египта, что здесь буквально круглый год солнечно и жарко. С одной стороны оно соответствует действительности, но необходимо знать, что в течение года погода здесь все-таки немного меняется, а ветра которые здесь дуют практически постоянно летом и осенью несколько ослабевают в сравнении с периодом с ноября по апрель. Именно поэтому туристы, которые планируют провести на египетских курортах свой отпуск должны ознакомиться с прогнозом погоды как минимум на месяц на разных направлениях этой страны, иначе весь отдых пойдет насмарку
Разделы по теме:

Наиболее посещаемые достопримечательности Египта

Зачастую, стремление людей попасть в страну солнечного тепла и света объясняется большим желанием воочию увидеть памятники древнеегипетской архитектуры, которыми эта территория просто изобилует
Разделы по теме:

Обзор курорта Таба

Таба считается одним из лучших курортов Египта. В этой статье речь пойдет именно о нем. Курорт отличается своим географическим положением и признан лучшим местом для семейного отдыха и отдыха с детьми. В статье дается историческая справка, места отдыха и развлечений, погода и советы туристам
Разделы по теме:

Гелиополь в Египте

Являясь центром 13 нижнеегипетского нома Хека-анджу, Гелиополь служил для многих центром для поклонения богу солнца (изначально Атуму, затем Атум-Ра) и божеств, связанных непосредственно с ним. Для греков Атум и Ра отождествлялся как Гелиос. Собственно говоря, Гелиополь или «Город Солнца» так звучит на греческом языке название этого города. А на древнеегипетском языке – этот город носил название Иуну. Когда начался период Нового царства, Гелиополь был после столицы Фив самым религиозным центром. Этот город считался наиболее значимым, нежели древнейшая столица Мемфиса. Именно в этом городе, зародился основной и самый древний культ богов. Через всю историю прошла Гелиопольская девятка, которая почиталась жителями Древнего Египта

Биография фараона Эхнатона

Одна из самых выдающихся личностей в истории Нового царства древнего Египта это Эхнатон, а точнее Аменхотеп IV. Он был великим реформатором и очень неоднозначным правителем
Разделы по теме:

Рестораны и бары в Хургаде

Фото В Египте рестораном называется только то заведение, в котором подают и еду, и напитки. Всё остальное называют «Кафе» или «Бар».
Разделы по теме:

Достопримечательности Египта - Абу-Мина (Абу-Мена / Abu Mena)

Абу-Мина средневековое коптское поселение, образовавшееся около склепа святого Менеса, казенного за то, что он принял христианство. И поселение, и склеп были для паломников священным местом. Впоследствии около склепа возник монастырь. Теперь вся эта область внесена ЮНЕСКО в список всемирного наследия

Луксор в Египте

В статье речь пойдет об одном из замечательнейших мест в Египте. Это курортное местечко – рай для туриста и поэтому каждый побывавший в Египте просто обязан посетить его. Здесь я расскажу кое-что о самом городе, о его достопримечательностях, истории и постараюсь дать некоторые полезные советы тем, кто собирается совершить путешествие в Египет