Египетский бог Амон-Ра


Древний Египет славился своим огромным пантеоном богов. Однако в период Среднего царства на роль главного бога выдвигается местное фиванское божество Амон. С течением времени оно трансформируется в единого государственного верховного бога Амона-Ра. Однако, не смотря на такой высокий статус, он не стал популярным в народе как Осирис. Амон-Ра оставался в первую очередь государственным божеством и покровителем фараонов.

Общая информация

История бога Амона очень сложна и запутана. В древнем Египте верховным божеством являлся Ра, однако в эпоху Среднего царства его позиции значительно пошатнулись. Это было связано с приходом к власти основателя XII династии Аменемхета I, который приложил большие усилия для выдвижения культа нового государственного бога. Вполне вероятно, что Амон являлся покровителем этого фараона. Эта вероятность подтверждается сходством имён.

Но всё же что за божество Амон? Откуда пошёл его культ? По предположению учёных, скорее всего, это было олицетворение одной из восьми первостихий в понимании мудрецов верхнеегипетского города Гермополя. Уже оттуда, в конце Древнего царства культ Амона проникает в Фивы. Однако это божество не пользуется популярностью у фараонов XII династии. Однако с воцарением Аменемхета I Амон становится государственным богом Фив.

Изначально Амон являлся фиванским небесным божеством. Его имя переводится как «сокрытый», «потаённый». Статуи Амона как небесного божества красили в голубой цвет. Но чтобы придать значимость новому богу, Амона стали отождествлять с древним государственным богом Солнца Ра. Отныне он стал именоваться Амон-Ра, а с момента прихода к власти XVIII династии он почитается как «царь всех богов» и как бог-творец.

Именно с Амоном связано обожествление власти фараона, так он считался его сыном. Существовало поверье, что фараон рождается на свет от брака Амона и царицы-матери, к которой бог является в образе мужа. Также Амон-Ра считался военным божеством и даровал победы фараону. Его храмы содержали огромное количество сокровищ, а в качестве жертвы приносили отрезанные руки и фаллосы врагов. Эти части тела являлись основными символами бога, а жрицы считались его жёнами.

Но самый пышный расцвет культа Амона-Ра сложился уже в эпоху Нового царства. По представлениям жречества Амон наряду с Ра и Птахом составлял божественную триаду и в тоже время являлся единым богом и воплощая в себе других богов, в том числе Ра и Птаха, являясь владыкой мира. В это же время жрецы Амона-Ра сосредотачивают в своих руках огромные богатства и власть. Отныне влияние этого бога стало распространяться далеко за пределы Египта. А в период правления XVIII династии в честь Амона-Ра возводятся грандиозные храмы в Карнаке и Луксоре.

Чаще всего Амон-Ра изображался в виде человека увенчанного короной с двумя высокими перьями и солнечным диском. В руках он держал анх. Однако существует и другое изображение бога в виде человека с головой барана. Вероятно, это ассоциирование пришло из Нубии, где также распространился культ Амона-Ра. Так изначально полностью антропоморфное божество приобрело голову барана с закрученными рогами. Тело его покрывалось голубой краской, чтобы подчеркнуть связь с небом.

Священными животными Амона-Ра считались баран и белый гусь. Также эти животные считались символами мудрости. Однако существуют и другие воплощения Амона, например, в виде быка, ведь изначально Амон воспринимался как божество, отвечающее за плодородие и изобилие. Также его ассоциировали в виде змея, носящего имя Кематеф, где Амону приписывали функции создателя, который сотворил и все вокруг из первоначального хаоса. С развитием культа Амона-Ра его супругой стала верховная богиня-мать Мут, хотя ранее в этом качестве была богиня Уасрет. Сыном Амона и Мут считался лунный бог Хонсу.

Причины возникновения культа Амона-Ра

Египетское общество очень трепетно относилось к религиозным вопросам, поэтому смена верховного бога не смогла бы пройти без веских на то причин. Дело в том, что к началу воцарения XII династии возник переходный период в религиозных воззрениях. В этот период возникают приметы нового мировосприятия восприятия. Это было связано с другими представлениями о загробном мире. Об этом свидетельствуют источники этого времени.

Если ранее загробный мир, в представлении египтянина, почти ничем не отличался от реального, то с распадом Древнего царства он изображается как страна вечного сна и тягостного мрака, где нет воздуха, воды, радостей бытия и любви. Египтяне находились в поиске решения проблемы жизни и смерти. Эти искания и облегчили принятие нового культа. Всё это содействовало утверждению Амона-Ра в качестве нового государственного бога Египта.

Сразу после принятия нового культа в обществе стали изживаться представления о загробном мире как царстве мрака и сна. Жители вновь должны были поверить в солнечное и счастливое существование после смерти. Но в их представления время внесло свою корректировку. Дело в том, что новый бог в отношении покойных отличался от старых культов. Теперь это был заботливый небожитель, который всегда был готов протянуть руку помощи даже самым презренным обитателям мира живых.

Каждый мог рассчитывать на помощь Амона-Ра, даже самый обездоленный житель древнего Египта. Таким образом устранялась несправедливость прежних верований. Ведь раньше обездоленный не мог претендовать на лучший удел в загробном мире. Только удачливый мог претендовать на содействие Ра после смерти. Это кардинальное изменение в представлениях о загробном мире было связано с возрастанием влияния средних слоёв населения на общественную и государственную жизнь в Египте. А повторение несправедливости в культовых представлениях могло привести к непредвиденным последствиям. Поэтому создатели культа Амона-Ра должны были с этим считаться.

Но, несмотря на столь кардинальные перемены и попытки придать облику нового божества черты заботливого отца для простых мирян, Амон-Ра оставался в первую очередь богом государственным, покровителем правящей династии. Он не мог с такими обстоятельствами стать демократическим богом, как например Осирис. Культ Осириса в период Среднего царства находил всё больше приверженцев. А фараоны XII династии, выдвигая «своего» бога Амона-Ра, не чинили препятствий для возвышения популярного бога Осириса среди всех слоёв населения.

Дальнейшее развитие и упадок культа Амона-Ра

Хотя в период Нового царства культ Амона-Ра достиг своего наивысшего расцвета, произошло событие, которое угрожало дальнейшему существованию всему пантеону божеств. Это время правления фараона Эхнатона. В его время правления наметился религиозный кризис, грозивший расколоть общество. Попытка фараона ввести единобожие в виде культа Атона потерпела неудачу после его смерти. Преемник Эхнатона Тутанхамон реставрировал культы древних божеств во главе с Амоном-Ра. В результате этого позиции фиванского жречества только усилились. Это привело к установлению теократии, и в будущем на престол взошёл Херихор, который являлся верховным жрецом Амона.

Уже к периоду Нового царства почитание Амона-Ра достигло наивысших высот, что было связано с образованием жреческого государства. Это влияние проникло во все сферы жизни общества. В Фивах от имени Амона начали издаваться целые указы. Однако слава этого божества тоже стала постепенно меркнуть. В эпоху Позднего царства к власти приходят саисские XXV и XXVI династии. Начинает возвеличиваться древняя саисская богиня Нейт, которая и стала покровительницей новых династий.

Культ Амона-Ра начинает приходить в упадок. Из общегосударственного почитания он опять превращается номового бога Фив, где он продолжает почитаться. Также его культ иногда встречался в малочисленных местностях страны.

Заключение

На протяжении тысячелетий существования древнеегипетского государства культ Амона-Ра прошел длинный путь от культа номового божества до главного бога общегосударственного значения. Так получилось, что возвышение его культа пришлось на мировоззренческий кризис древних египтян. Он смог дать простым людям надежду хотя бы на равенство в загробном мире, чего ранее не было. Но вместе с тем это был государственный бог, который, не смотря на своё милосердие, не смог стать воистину народным. Его место в жизни людей разных слоев занял более демократичный Осирис. Все равно в повседневном быту простых людей он оставался в первую очередь покровителем фараонов, залогом их власти и их военных побед.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Египет

Лучшие рестораны и бары Хургады

Фото Даже если вы собираетесь завтракать, обедать и ужинать в отеле, вряд ли сможете отказать себе в удовольствии посетить один из ресторанов или баров Хургады. Как и в любом курортном городе, их великое множество.

Экскурсия по Египту из Хургады в Луксор и обратно

Экскурсия по Египту из Хургады в Луксор и обратно В этой статье вы ближе познакомитесь с удивительной и красивой страной - Египтом. Окунетесь в древнюю историю фараонов, побываете в пустыне, столкнетесь лицом к лицу с царством мертвых. Данная информация может оказаться полезной для людей, которые интересуются историей Египта и любят путешествовать.

Египетский бог Анубис

Глубокая старина принесла нам некоторое понимание наших предков о мироустройстве и самом мере. Каждый их взгляд нашел свое отражение в мифе, в легенде. Все чему не могли дать объяснение, обрастало новыми фантазиями. Таковой и является египетская мифология, которая дошла до наших дней. Знакомство с египетской мифологией позволит узнать о мистических существах и божествах.
Разделы по теме:

Абу-Мина в Египте

Абу-Мина – древний монастырский комплекс, который является центром паломничества христиан со времен средневековья. Поселение Абу-Мина возникло около захоронения святого Мина, казненного за принятие им христианства. Впоследствии недалеко от руин древнего города основали монастырь. Сегодня вся область, включающая древние руины и современный монастырь, находятся под охраной ЮНЕСКО

Аквапарки в Шарм-эль-Шейхе

В аквапарках Шарм эль Шейха каждый найдет развлечение по вкусу Египет – это не только страна пирамид, на сегодняшний день курорты этой страны полностью приспособлены для современных развлечений. Шарм эль Шейх имеет два современных аквапарка, которые не оставят равнодушными ни взрослых, ни детей.

Акклиматизация и пищевые отравления в Египте

Акклиматизация Большинство людей, отдыхающих на курортах Египта, часто сталкиваются с проблемами акклиматизации и отравления. И возвращаясь с отдыха, оставляют негативные отзывы об отелях и персоналу. Так может проблема не в отеле, а в нас? Давайте рассмотрим банальное определение «акклиматизация». Что это и почему с нами это случается?
Разделы по теме:

Крепость Кайт-Бей в Египте

Невдалеке от старинного города Египта Александрии, на берегу Средиземного моря находится одна из старейших построек крепость Кайт-Бей. Каждый турист, попавший в эти удивительные места, должен побывать в этом древнем сооружении, который носит печать времен в своих камнях

Мастаба

Мастаба – это разновидность гробниц знати и потомков царей в древнем Египте, построенная в виде усеченной пирамиды. Их строительство относится ко времени царствования первых династий фараонов и Древнего царства
Разделы по теме:

Древние боги Египта

В Египте поклонялись множеству богов. Религия уникальной мировой цивилизации формировалась не одно тысячелетие и претерпевала различные изменения. Одни боги исчезали, сразу появлялись другие. Не было четкого разделения их полномочий, поэтому пересечение сфер покровительства – обычное явление. Иногда двух богов почитали как одного. Чаще всего их представляли в качестве зверя с человеческим обликом. Рассмотрим самых известных богов, которым поклонялись египтяне
Разделы по теме:

Пирамида Хефрена в Египте

Пирамида Хефрена входит в число знаменитых на весь мир Великих Пирамид Египта. Расположена она на плато Гиза, рядом с Великим Сфинксом и пирамидами Хеопса и Микерина. Историки предполагают, что построена она была в середине XXVI века до н. э., Древние египтяне называли ее Урт-Хафра – «Почитаемый Хафра» и «Хафра велик»