Живопись Египта


Фараоны и высшая знать чиновников готовилась к загробной жизни заранее. Помимо построения гробниц они большую роль уделяли их украшению и убранству. Особенно пользовалась популярностью роспись потолка и стен. На рисунках представлялась земная жизнь человека и представления о его загробной жизни. Живопись в Египте соответствовала некоторым правилам, например при изображении одушевленных предметов. Окунемся в историю и попробуем понять, чем руководствовались древние египтяне в своих произведениях.

Изображение людей в Древнем Египте

Великое произведение искусства « Охота на птиц в зарослях папируса» очень точно передает нюансы изображения одушевленных тел в живописи уникальной цивилизации. Следует отметить, что представители флоры и фауны изображались в реалистичном виде. Кроме того, очень часто они находились в творческих композициях египтян в движении. При большом желании можно не только определить вид животного, но и более мелкие детали окраски, шерсти и т.д. Кошка считалась священным животным у египтян. Поэтому ее изображали с особым старанием. Очень часто она возвышается над людьми.

Что же касается людей, то их изображали в искаженном виде. Очень часто голову и ноги располагали сбоку, а туловище и руки – спереди. Невозможно при любом желании принять такую позу. Египтяне совсем не пытались придать образу человека реалистичные черты. В их живописной культуре сложилось глубокое убеждение, что на переднем плане должна быть лишь одна сторона тела человека. Как правило, ее выбирали по критерию лучшей узнаваемости.

Ноги людей всегда изображались в движении, что свидетельствовало о пути к истине и приближению с каждым днем к загробной жизни. Глаза всегда увеличены, иногда их специально подчеркивали. Очень часто такой творческий штрих связан с легендой о боге Ра. Именно в его образе глаза играли одну из главных ролей. С ними связано много легенд и мифов. В гробницах фараонов око изображали с помощью прозрачного полудрагоценного камня кварцита. Вместо зрачка выкладывалась прозрачная капля хрусталя, поэтому глаза в живописи обладали гипнотическими свойствами.

Большое внимание уделялось росту человека. Как правило, мужчина изображался выше всех на рисунках. Считалось, что именно он основной добытчик и кормилец в семье, поэтому ему должны все приклоняться. Очень редко можно увидеть на произведениях женщину, которая доставала до плеча мужчины. Дети изображались как маленькие взрослые. Если ребенок совсем маленький, то его изображали полностью голым.

В каноне было четко оговорена возможность изображения высокопоставленных персон. Они изображались по определенным правилам, которые нельзя было нарушать. В Древнем Египте сформировалась определенная закономерность: чем ниже человек по социальной лестнице, тем больше возможностей в его изображении. Именно поэтому детей и животных можно встретить в египетских творениях живописи в различных ракурсах. Они могут летать и бегать, прыгать и нырять.

Очень часто можно встретить произведения, на которых изображены представители высшего слоя общества и их слуги. Аристократы, как правило, были не подвижны и высоко стояли над своими рабами. Слуги же в свою очередь занимались черной работой и ремеслом.

Мужчины и лошади изображались чаще всего коричневыми красками. Египетские женщины – желтыми. Следует отметить, что туземцев древние египтяне изображали в пестрых костюмах. В то же время как свой народ – только в белых льняных одеяниях.


Особенности египетского рисунка

Основная особенность египетской живописи отсутствие большой разницы между ближними и дальними объектами. Отсюда большие искажения в образе человека.

Следует отметить, что большинство рисунков предназначалось для загробного мира человека. Поэтому их не рассматривали с точки зрения эстетической привлекательности. На них изображались предметы, которые потребуются умершему в потустороннем мире. Египетские живописцы старались не пропустить ни единую деталь. Очень часто в гробницах фараонов изображались дворцы с прудами, деревьями и т.д. Основная цель рисунков в гробницах - прославление умершего и обеспечение ему всех загробных благ. Однако на рисунках был представлен не сам египтянин, а его двойник – Ка. Считалось, что у каждого человека есть душа и двойник. Душа после смерти поднимается вверх подобно птицы, о чем соответствовали древние рисунки. Двойник остается жить жизнью своего хозяина. Его изображали в образе цветущего юноши. Все изображения подписывались именем Рен, которое также олицетворяло сущность египтянина. Работа перед такой надписи считалась незавершенной.

В гробницах очень часто можно встретить изображение божественного цветка – лотоса. По легенде именно он дал жизнь знаменитому богу солнца Ра. Считалось, что лотос возник из стихии Нуна. Когда он начал распускаться, то в нем можно было разглядеть младенца –Ра. Считалось, что лотос – цветок жизни, вечности и воскрешения. Чаще всего он изображался в 3 цветах: розовый, голубой и белый. Розовый цветок символизировал таинственность и веру в магическое перевоплощение. Древние Египтяне были уверены, что можно воскреснуть подобно богу солнца.

Перспективы в египетской живописи

Египетские художники были слишком далеки от понимания перспективы. Особенно данный факт четко прослеживается в изображениях пейзажей и природы. Следует отметить, что нельзя древние египтяне никогда не изображали природную красоту без одушевленных существ на переднем плане. Поэтому пейзажи носят незаконченный характер, они в большинстве случаев похожи на картографический план местности. Их изображение никогда не было отдельным направлением живописи в Древнем Египте.

Об отражении атмосферных явлений не могло идти и речи. Цветовая гамма наносилась одним тоном, без возможной игры цветов. Не было четкого разграничения между светом и тенью. В основном все краски добывались из натуральных природных минералов. Источником белого цвета служил всем известный известняк, именно с его помощью рисовалась одежда египтян. Сажа или уголь применялась в качестве черной краски. Из медной и железной руды добывались красные, зеленые, желтые и синие краски. Все краски перед использованием смешивались с вязкой жидкостью и разделялись на небольшие куски. В дальнейшем их смачивали в воде и творили над своими величественными произведениями истории.

Факторы, влияющие на развитие живописи в Древнем Египте

Древний Египет – рабовладельческая страна, которой управляют фараоны и их приближенные. Данный политический строй наложил глубокие отпечатки на культуру народа. Жесткая иерархия и насильственное подавление любого народного протеста не могли остаться незамеченными. На рисунках отчетливо возвышается культ личности правящей верхушки, а простой люд - рабы расположены где-то на уровне их ног.

Нередко фараоны, считающие себя сынами богов, изображались как сверхлюди. Очень часто их можно увидеть в живописных произведениях наравне с богами. Сокол – священная птица Египта, изображалась поверх головы царя. Таким образом, она сохраняла и поддерживала его неприкосновенную власть.

Большое значение в развитии живописи играла религия. Древние египтяне свято верили в существование богов – сверх существ, наделенных магическим даром. В их образах переплеталась человеческая и животная сущность. Очень часто они были изображены в образе людей, но с головами животных. Такие представления сохранились со времен, когда основным занятием являлась охота.

Следует отметить, что в своих творческих произведениях подчеркивалось величие и торжественность богов. Они не воспринимались как страшные магические силы, пытающиеся навредить египтянам. Боги – помощники и покровители во всех начинаниях. Именно с ними связывали любые явления в жизни древних египтян.

В формировании живописи Древнего Египта большую роль сыграла религия и мифология. Вера в загробное существование превознесла художников на высокий пьедестал. Именно в этой стране считалось, что художник «творит жизнь». Со временем живопись Египта претерпела незначительные изменения. Помимо изображений в гробницах и усыпальницах, рисунки появились на предметах повседневного обихода, в частности бытовой утвари. Шедевры, дошедшие до наших времен, поражают взор неповторимой техникой изображения и позволяют окунуться в историю древней цивилизации.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Египет

Храм Хатшепсут в Египте

Река Нил делила Древний Египет на восточную и западную часть, на два царства: живых и мертвых. Величественные дворцы фараонов, монументальные храмы в честь богов египтяне возводили на восточном побережье Нила – в царстве живых. На западном берегу Нила возводили пирамиды, гробницы, поминальные храмы – своеобразное царство мертвых. Одним из поминальных храмов является храм Хатшепсут, выточенный прямо в скале. Его громадные размеры, разнообразие декоративных украшений превосходят подобные сооружения Древнего Египта. Храм стал известен не только благодаря уникальной архитектуре, но и во многом, благодаря личности Хатшепсут – женщине – фараону

Способы обмана туристов в Египте

Лучшие курорты Египта – Хургада Самым популярным и самым любимым словом у египтян, живущих в туристических районах, является бакшиш. Слово, которое без перевода знают, кажется во всем мире. Бакшиш - то есть взятка, мзда, чаевые, подачка, благодарность, подарок, кто как назовет.
Разделы по теме:

Каирский египетский музей в Египте

Египет – это место на земном шаре, с которым связано много легенд, загадок и тайн. Удивительная и полная мистики история страны вызывает немалый интерес, как среди ученых, так и среди обычных граждан, далеких от истории, но интересующихся прошлым нашей цивилизации

Аквапарки в Хургаде

Посещение аквапарка - всегда незабываемые впечатления Хургада – город на побережье Красного моря, один из самых популярных курортов Египта. Целью данной статьи является знакомство читателя с аквапарками города, которые рекомендуют посетить не только турфирмы, но и люди, один или несколько раз побывавшие в Египте.

Египетская богиня Маат

Как известно, жители Древнего Египта считали, что поклонение божественным существам принесёт им удачу и покровительство в делах. В связи с этим, каждый бог символизировал счастье, хороший урожай, удачу на войне и другие блага. Одной из известных богинь являлась Маат
Разделы по теме:

Пер-Рамсес в Египте

Пер-Рамсес или «Дом Рамзеса», в переводе с современного арабского Кантир был сооружен при Рамзесе II около 1278 года до н.э.

Рамзес II, после того как постигла смерть его отца Сети I, объявляет центр новой столицы летний дворец, который был выстроен в восточной стороне дельты Нила, не далее 1 км от древней столицы гиксосов Авариса. Именно этой новой столицей стал Пер-Рамсес.

Занявший трон Рамзес III меняет название города на «Дом Рамзеса III – повелитель Иуну, великий в победах». В дословном переводе название этого города звучит как «бирюзового цвета». Скорей всего это название он заслужил за обнаруженные плитки бирюзового цвета

Что купить в Египте?

Что купить в Египте? Поездка в Египет никого не оставит равнодушным. Но об отдыхе должно остаться что-то на память. Какие сувениры нужно купить для себя и друзей, как выгодно совершить покупки и не подвергнуться обману – об этом подробнее в статье.
Разделы по теме:

Погода в Египте в декабре

Тем людям, которые плохо переносят жару, но мечтают увидеть Египет не только на фотографиях, отдых в декабре подойдет оптимально. Ведь в летний туристический сезон температура здесь может достигать +50 градусов днем и +30 градусов ночью. Отдых в декабре в Египте запомнится и оставит больше впечатлений, чем летний, так как вы сможете посетить большее количество мест
Разделы по теме:

Храмы Древнего Египта

Храмы, возведенные в Древнем Египте еще около 5 тысяч лет назад, до сих пор поражают воображение туристов и исследователей своим величием. Это одно из главных достояний Египта, сохранившихся в память о древней цивилизации
Разделы по теме:

Крепость Кайт-Бей в Египте

Невдалеке от старинного города Египта Александрии, на берегу Средиземного моря находится одна из старейших построек крепость Кайт-Бей. Каждый турист, попавший в эти удивительные места, должен побывать в этом древнем сооружении, который носит печать времен в своих камнях