Живопись Египта


Фараоны и высшая знать чиновников готовилась к загробной жизни заранее. Помимо построения гробниц они большую роль уделяли их украшению и убранству. Особенно пользовалась популярностью роспись потолка и стен. На рисунках представлялась земная жизнь человека и представления о его загробной жизни. Живопись в Египте соответствовала некоторым правилам, например при изображении одушевленных предметов. Окунемся в историю и попробуем понять, чем руководствовались древние египтяне в своих произведениях.

Изображение людей в Древнем Египте

Великое произведение искусства « Охота на птиц в зарослях папируса» очень точно передает нюансы изображения одушевленных тел в живописи уникальной цивилизации. Следует отметить, что представители флоры и фауны изображались в реалистичном виде. Кроме того, очень часто они находились в творческих композициях египтян в движении. При большом желании можно не только определить вид животного, но и более мелкие детали окраски, шерсти и т.д. Кошка считалась священным животным у египтян. Поэтому ее изображали с особым старанием. Очень часто она возвышается над людьми.

Что же касается людей, то их изображали в искаженном виде. Очень часто голову и ноги располагали сбоку, а туловище и руки – спереди. Невозможно при любом желании принять такую позу. Египтяне совсем не пытались придать образу человека реалистичные черты. В их живописной культуре сложилось глубокое убеждение, что на переднем плане должна быть лишь одна сторона тела человека. Как правило, ее выбирали по критерию лучшей узнаваемости.

Ноги людей всегда изображались в движении, что свидетельствовало о пути к истине и приближению с каждым днем к загробной жизни. Глаза всегда увеличены, иногда их специально подчеркивали. Очень часто такой творческий штрих связан с легендой о боге Ра. Именно в его образе глаза играли одну из главных ролей. С ними связано много легенд и мифов. В гробницах фараонов око изображали с помощью прозрачного полудрагоценного камня кварцита. Вместо зрачка выкладывалась прозрачная капля хрусталя, поэтому глаза в живописи обладали гипнотическими свойствами.

Большое внимание уделялось росту человека. Как правило, мужчина изображался выше всех на рисунках. Считалось, что именно он основной добытчик и кормилец в семье, поэтому ему должны все приклоняться. Очень редко можно увидеть на произведениях женщину, которая доставала до плеча мужчины. Дети изображались как маленькие взрослые. Если ребенок совсем маленький, то его изображали полностью голым.

В каноне было четко оговорена возможность изображения высокопоставленных персон. Они изображались по определенным правилам, которые нельзя было нарушать. В Древнем Египте сформировалась определенная закономерность: чем ниже человек по социальной лестнице, тем больше возможностей в его изображении. Именно поэтому детей и животных можно встретить в египетских творениях живописи в различных ракурсах. Они могут летать и бегать, прыгать и нырять.

Очень часто можно встретить произведения, на которых изображены представители высшего слоя общества и их слуги. Аристократы, как правило, были не подвижны и высоко стояли над своими рабами. Слуги же в свою очередь занимались черной работой и ремеслом.

Мужчины и лошади изображались чаще всего коричневыми красками. Египетские женщины – желтыми. Следует отметить, что туземцев древние египтяне изображали в пестрых костюмах. В то же время как свой народ – только в белых льняных одеяниях.


Особенности египетского рисунка

Основная особенность египетской живописи отсутствие большой разницы между ближними и дальними объектами. Отсюда большие искажения в образе человека.

Следует отметить, что большинство рисунков предназначалось для загробного мира человека. Поэтому их не рассматривали с точки зрения эстетической привлекательности. На них изображались предметы, которые потребуются умершему в потустороннем мире. Египетские живописцы старались не пропустить ни единую деталь. Очень часто в гробницах фараонов изображались дворцы с прудами, деревьями и т.д. Основная цель рисунков в гробницах - прославление умершего и обеспечение ему всех загробных благ. Однако на рисунках был представлен не сам египтянин, а его двойник – Ка. Считалось, что у каждого человека есть душа и двойник. Душа после смерти поднимается вверх подобно птицы, о чем соответствовали древние рисунки. Двойник остается жить жизнью своего хозяина. Его изображали в образе цветущего юноши. Все изображения подписывались именем Рен, которое также олицетворяло сущность египтянина. Работа перед такой надписи считалась незавершенной.

В гробницах очень часто можно встретить изображение божественного цветка – лотоса. По легенде именно он дал жизнь знаменитому богу солнца Ра. Считалось, что лотос возник из стихии Нуна. Когда он начал распускаться, то в нем можно было разглядеть младенца –Ра. Считалось, что лотос – цветок жизни, вечности и воскрешения. Чаще всего он изображался в 3 цветах: розовый, голубой и белый. Розовый цветок символизировал таинственность и веру в магическое перевоплощение. Древние Египтяне были уверены, что можно воскреснуть подобно богу солнца.

Перспективы в египетской живописи

Египетские художники были слишком далеки от понимания перспективы. Особенно данный факт четко прослеживается в изображениях пейзажей и природы. Следует отметить, что нельзя древние египтяне никогда не изображали природную красоту без одушевленных существ на переднем плане. Поэтому пейзажи носят незаконченный характер, они в большинстве случаев похожи на картографический план местности. Их изображение никогда не было отдельным направлением живописи в Древнем Египте.

Об отражении атмосферных явлений не могло идти и речи. Цветовая гамма наносилась одним тоном, без возможной игры цветов. Не было четкого разграничения между светом и тенью. В основном все краски добывались из натуральных природных минералов. Источником белого цвета служил всем известный известняк, именно с его помощью рисовалась одежда египтян. Сажа или уголь применялась в качестве черной краски. Из медной и железной руды добывались красные, зеленые, желтые и синие краски. Все краски перед использованием смешивались с вязкой жидкостью и разделялись на небольшие куски. В дальнейшем их смачивали в воде и творили над своими величественными произведениями истории.

Факторы, влияющие на развитие живописи в Древнем Египте

Древний Египет – рабовладельческая страна, которой управляют фараоны и их приближенные. Данный политический строй наложил глубокие отпечатки на культуру народа. Жесткая иерархия и насильственное подавление любого народного протеста не могли остаться незамеченными. На рисунках отчетливо возвышается культ личности правящей верхушки, а простой люд - рабы расположены где-то на уровне их ног.

Нередко фараоны, считающие себя сынами богов, изображались как сверхлюди. Очень часто их можно увидеть в живописных произведениях наравне с богами. Сокол – священная птица Египта, изображалась поверх головы царя. Таким образом, она сохраняла и поддерживала его неприкосновенную власть.

Большое значение в развитии живописи играла религия. Древние египтяне свято верили в существование богов – сверх существ, наделенных магическим даром. В их образах переплеталась человеческая и животная сущность. Очень часто они были изображены в образе людей, но с головами животных. Такие представления сохранились со времен, когда основным занятием являлась охота.

Следует отметить, что в своих творческих произведениях подчеркивалось величие и торжественность богов. Они не воспринимались как страшные магические силы, пытающиеся навредить египтянам. Боги – помощники и покровители во всех начинаниях. Именно с ними связывали любые явления в жизни древних египтян.

В формировании живописи Древнего Египта большую роль сыграла религия и мифология. Вера в загробное существование превознесла художников на высокий пьедестал. Именно в этой стране считалось, что художник «творит жизнь». Со временем живопись Египта претерпела незначительные изменения. Помимо изображений в гробницах и усыпальницах, рисунки появились на предметах повседневного обихода, в частности бытовой утвари. Шедевры, дошедшие до наших времен, поражают взор неповторимой техникой изображения и позволяют окунуться в историю древней цивилизации.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Египет

Покупка экскурсий на улице

Туристы, заботящиеся о безопасности, отдают предпочтение покупке экскурсий в отеле Отдых в Египте – достойный выбор. Но существуют определенные нюансы, знание которых позволит получить настоящее удовольствие от путешествия. Каждому туристу, решившему начать свое знакомство с культурой Египта, придется сделать следующий выбор. Как лучше поступить? Приобрести экскурсию в отеле или на улице у местных торговцев?

Достопримечательности Египта - Большой Сфинкс

Большой Сфинкс, расположенный на западном берегу Нила в Гизе является древнейшей из сохранившихся на планете скульптур монументального размаха. Изготовленному из монолитного известкового массива скалы в виде колоссального сфинкса — лежащему на песке льву, лицевая часть которого имеет по преданию портретную схожесть с изображениями фараона Хефрена (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), о чем свидетельствует близость его погребальной пирамиды. В длину скульптура — 73 метра, в высоту — 20 метров; пространство между передними лапами когда-то использовалось для небольшого святилища. Величественная статуя с человеческой головой и львиным телом ориентирована в восточном направлении вдоль тридцатой параллели

Луксор в Египте - обзор достопримечательностей

Луксор в Египте - обзор достопримечательностей Город Луксор – один из важнейших исторических и архитектурных памятников Древнего Египта. Как следствие, по городу и его окрестностям пролегают наиболее популярные маршруты экскурсий для туристов, посещающих Египет.

Египетская богиня Баст или Бастет

Статья “египетская богиня Баст или Бастет” расскажет читателю об одной из главных богинь Древнего Египта, зарождении и развитии её культа, а также, о нелегкой но интересной судьбе её “подопечных”
Разделы по теме:

Какие есть развлечения в Шарм-эль-Шейхе

Много Египетских курортов, которые не обделены вниманием большинства туристов. Таким и является этот интересный и красивый город-курорт в Египте – Шарм-эль-Шейх. С недавнего времени курорт начал пользоваться повышенным вниманием туристов, которых нравится местный колорит.
Разделы по теме:

Мемфис в Египте

Мемфис – один из величайших центров древности. На протяжении трёх тысячелетий город являлся административным, торговым, религиозным и культурным центром мира. Однако и он не устоял перед течением времени. Александрия способствовала оттоку народа из Мемфиса, а его крах наступил с мамлюкским завоеванием Египта. Завоеватели не оценили его историю, полностью разрушив город и использовав его известняк, из которого был построен город, для строительства Каира

Достопримечательности Египта – Амарна

В Амерне находятся руины одной из древнеегипетских столиц - Ахетатона, т.н. «Горизонта Атона». Это город Эхнатона и его жены, легендарной Нефертити. Здесь повсюду присутствует роспись, не характерная для искусства Древнего Египта. Амарна – уникальный памятник египетской истории

Погода в августе в Египте

Август – жаркая пора отпусков. Так и тянет понежиться под ярким солнышком и вернуться домой с новыми впечатлениями. Египет – одна из стран, которую каждый год посещают тысячи туристов. Чтобы отдых за границей не доставил хлопот, нужно как можно лучше изучить особенности августовской погоды этой страны
Разделы по теме:

Особенности Египта – Торговля и Бакшиш

Особенности Египта – Торговля и Бакшиш Фото Египет в своё время сыграл очень большую роль в развитии цивилизации. Сегодня эта полная загадок страна очень популярна среди туристов: ежегодно её посещают сотни тысяч человек. Любимое слово египтян – «бакшиш» (мзда), это выражение благодаря им стало известно во многих странах мира.
Разделы по теме:

Достопримечательности Египта – Мастабы

Мастабы — это гробницы аристократов в Древнем Египте, которые были построены во времена Раннего царства. Их форма — это усеченная пирамида. Состоят мастабы из двух частей — наземной, которая состояла из молельни и вмещала в себе статую, в которую мог переселиться дух умершего, и подземной, где находилась гробница усопшего и его мумия. Мастабы — это прародительницы пирамид и имеют важное значение в истории Древнего Египта