Мастаба


Мастаба – это разновидность гробниц знати и потомков царей в древнем Египте, построенная в виде усеченной пирамиды. Их строительство относится ко времени царствования первых династий фараонов и Древнего царства.

Мастабы состоят из двух подземной и наземной частей. В погребальной камере, которая представляла собой подземный колодец, находилась мумия умершего. Вход в этот склеп был замурован. В наземной части находились помещения, которые использовались в ритуальных целях. Обязательно в мастабе присутствовала ложная дверь, на которой в полный рост изображался погребенный. Через нее покойный мог якобы выходить и возвращаться.

Мастабы как часть погребального культа в древнем Египте.

Древние египтяне верили, что после смерти существует загробная жизнь. Согласно преданиям человек состоял из нескольких сущностей. Жизненная энергия Ка словно тень сопровождала человека всю его жизнь, а после смерти покидала тело, но оставалась рядом с ним. Душа Ба, покинув умершего, птицей взлетала на небеса и представала перед судом бога загробного царства Осириса. Праведники могли рассчитывать на вечную беззаботную жизнь в загробном мире. Важным условием для этого было сохранение физического тела и предотвращение его разложения. Для этих целей тела умерших в древнем Египте бальзамировали.

Мумификация тела – это важный религиозный ритуал. Бальзамировщики принимали образы царя Анубиса и сыновей Гора, при совершении ритуала их окружали плакальщицы в образах богинь Нефтиды и Исиды. Сам умерший отождествлялся с богом Осирисом. После извлечения из тела умершего внутренностей и обработки различными маслами, порошками и другими материалами, его опускали на определенный срок в специальный раствор. Затем мумию бинтовали и на грудь клали амулет в виде скоробея, обеспечивающий воскрешение в загробном мире. Затем умершего помещали в гроб, внутри которого были изображены божества, сопровождающие покойника в царство мертвых Дуат.

Поначалу хоронили в обычных ямах, которые перекрывали ветками, сверху насыпали небольшой холмик из песка и камней. Позднее ямы расширились и укрепились, а вместо холма стали строить похожие на дома помещения – мастабы. Несколько таких мастаб состоятельных людей образовывали целые города мертвых, которые обслуживали жрецы, бальзамировщики, художники, ремесленники, управляющие, охранники. Бедняков так и продолжали хоронить в погребальных ямах в пустыне.

Конструкция и архитектура мастаб.

Поскольку мастабы предназначались с одной стороны для погребения царей и

знати, а с другой стороны для совершения молебнов и жертвоприношений, они состояли из двух частей. Надземная часть представляла собой четырехугольное сооружение с плоской крышей. Стены из необожженного кирпича или камня были ориентированы строго по частям света. Дверь была обращена на запад и над ней – молитва Анубису с прошением помочь умершему по пути в загробный мир. Перед дверью иногда строили перистиль – дворик, окруженный со всех сторон колоннами.

Большую часть наземного помещения составляли молельни, которые были всегда доступны для посещения. В восточной части молельни обязательно была ниша с ложной дверью, через которую дух покойного мог входить в молельню и другие помещения. В южной части молельни располагалось узкое закрытое со всех сторон помещение со скульптурой умершего, в которую мог вселяться его дух, и через окошки, выбитые в стене, наблюдать за ритуалами. На стенах молелен и камер были изображены расцвеченные рельефы с картинами земной и загробной жизни. Могло быть высечено тысячи фигур и мелких деталей с изображением сцен труда, домашнего быта или развлечений, а также связанных с общественным положением умершего. Кроме того были рисунки с изображением путешествия по загробному миру. Рельефы сопровождались пояснительными текстами. В надземной части мастабы могли также находиться камеры для погребения членов семьи умершего царя или вельможи.

Под землей на глубине от двух до десяти метров располагалась погребальная камера. Стены камеры обкладывали кирпичом или камнем, а сверху укрепляли массивными бревнами. В некоторых мастабах погребальные камеры были размером всего метр на метр, и тело помещалось в них наискось. Большие камеры были в длину 10-12 метров и в высоту 2-4 метра. Стены камер украшали рисунками, штукатурили, либо гладко шлифовали. В небольшую прихожую перед камерой вела отвесная шахта, по которой спускали гроб.

В западную часть погребальной камеры еще при строительстве помещали каменный саркофаг для гроба с мумией. Предметы погребальной утвари: посуду, еду, одежду, украшения, мебель,- раскладывали подле саркофага или помещали в отдельно построенное небольшое помещение. После обряда погребения, на дно шахты опускали каменную плиту, после чего шахту засыпали гравием и песком. Погребальная камера оказывалась замурованной навечно.

Мастабы как памятники истории и культуры.

Наибольшее количество мастаб было обнаружено при раскопках вокруг гробниц фараонов в Сакаре и Гизе. В этих мастабах была захоронена знать и приближенные к царям египтяне, которые даже после своей смерти желали находиться рядом со своим правителем.

Бедным египтянам не позволялось хоронить своих родственников около гробниц царей и знати. Достаточно было того, что многочисленная прислуга, ремесленники и земледельцы изображались на рельефах в мастабах знатных людей.

Мастабы высокопоставленных вельмож составляли почти целый город с кварталами и улицами. Царский некрополь в Гизе является самым грандиозным археологическим комплексом в Египте. До наших дней сохранились скульптуры, росписи и рельефы, относящиеся к шедеврам мирового искусства. К наиболее ценным памятникам живописи эпохи Древнего царства относится изображение гусей в гробнице Итет в Медуме. Большую культурную ценность представляют и скульптуры, обнаруженные в мастабе членов семьи фараона Снофру.

Наряду с раскопками в Гизе славятся археологические памятники на севере Саккары. Деревянные рельефы гробницы писца Хесира представляют собой уникальные произведения искусства времен третьей династии, также как и барельеф самого писца. К эпохе 4-й династии принадлежит группа скульптур Неферхотепа и его жены. Большой интерес представляет и скульптура писца, сидящего с папирусом на коленях. Кроме того в мастабах Саккары найдено множество статуэток ремесленников и земледельцев.

Архитектурные памятники, ценнейшие произведения живописи и скульптуры, несомненно, обогатили опыт последующих цивилизаций и культуру современного мира.

Наиболее известные древнеегипетские мастабы.

Одной из самых больших и красивых захоронений в Сакаре является мастиба Ти.

Рельефы и росписи, обнаруженные при раскопках этой гробницы и представляющие большую художественную ценность, описывают земную и загробную жизнь Ти, а также быт египтян в его владениях. Из самых интересных рисунков можно выделить: Ти на охоте, обработка статуй, кормление гусей, постройка лодки, рыбалка, приготовление пищи, сбор урожая.

Неподалеку от этой мастабы находится некрополь Серапеум с захоронением священных быков Аписов.

Мастаба, которая принадлежала жрецу Пта-Хотепу и его сыну - визирю Ахти-Хотепу, отличается разноцветными рельефами, находящимися на разной стадии завершенности. На рисунках изображены сцены из повседневной жизни, религиозных и погребальных обрядов, сопровождаемые надписями. Самые примечательные изображения Пта-Хотепа, где ему делают педикюр и маникюр.

Мастаба попечителя волхвов Кагемни, который служил надсмотрщиком при строительстве пирамиды Тети и к тому же был зятем фараона, отличается лучшими сохраненными изображениями животных и птиц. В гробнице также представлены рельефы с описанием повседневной жизни Кагемни. Необычное в этой мастабе – углубление для солнечной ладьи на крыше. Обычно подобные места для солнечных кораблей размещали только в гробницах фараонов и не на крыше. При раскопках мастабы Кагемни було обнаружено много погребальной утвари и саркофаг, которые сейчас хранятся в каирском музее.

Впечатляет своими размерами мастаба Меррука, женатого на старшей дочери фараона Тети – Сешсешет. Гробница разделена на три части: для самого Меррука, его жены и сына, и состоит из 32 комнат. В самой обширной комнате, окруженной шестью колоннами, находится статуя Мерруки в полный рост.

Заключение.

Поскольку в древнем Египте значительную роль уделяли заупокойному культу, строительство мастаб представлялось необходимым и важным условием обеспечения комфортной загробной жизни умершим сановникам.

В наше время мастабы привлекают к себе внимание как великие памятники истории, архитектуры и вместилище ценнейших произведений искусства.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Египет

Аквапарки в Хургаде

Посещение аквапарка - всегда незабываемые впечатления Хургада – город на побережье Красного моря, один из самых популярных курортов Египта. Целью данной статьи является знакомство читателя с аквапарками города, которые рекомендуют посетить не только турфирмы, но и люди, один или несколько раз побывавшие в Египте.

Биография Рамзеса 2

История Древнего Египта необычайно таинственна, полна интереснейших фактов. Легендами окутаны имена великих правителей прошлого. Одним из них был фараон Рамзес 2, чье длительное, растянувшееся на 66 лет правление пришлось на 1290-1224 г. до н. э. Дела этого властителя нашли свое отражение в документах той эпохи, благодаря чему сегодня многое известно о его жизни
Разделы по теме:

Обитатели глубин Красного моря

Воды Красного моря таят в себе опасность Эта статья рассказывает об удивительных обитателях Красного моря. Некоторых из них можно увидеть на пляже, на мелководье, другие встречаются только в морских глубинах. Встреча со многими представителями подводного мира не сулит человеку ничего хорошего, но среди них и совсем безобидные существа.
Разделы по теме:

Достопримечательности Египта - Храм Хатшепсут

Священнейший из священных («Джесер джесеру») храм был посвящен богу Амону, божественному отцу египетских фараонов. Своей славой этот храм обязан своей архитектурой, местом расположения, и правителем, при котором он был возведен – легендарной женщиной-фараоном Хатшепсут. Именно поэтому впоследствии этот храм получил имя своей создательницы и стал именоваться храмом Хатшепсут

Достопримечательности Египта - Александрийский Музей

Александрийский Музей (или Мусейон, греч. muséion - храм или святилище муз) - один из главных центров культурной и научной мысли античного мира. Мусейон был создан в 3 веке до н.э. в Александрии Египетской. Он являлся совокупностью учебных и научных учреждений, куда входили: Александрийская библиотека, Александрийская школа, анатомический театр, астрономическая обсерватория и несколько других научных учреждений

Достопримечательности Египта – пирамида Джедефры

Пирамида Джедефра (Раджедефа) — пирамида в Египте, возведенная в период правления IV династии ориентировочно в 2580 — 2570 годах до н.э., что соответствует временам царствования фараона Джедефра (или Раджедефа), сына и наследника фараона Хеопса, вблизи с современной египетской деревушкой Абу Роаш

Погода в Египте в июле

Если вы планируете этим летом отдохнуть в Египте, тогда наверняка вам будет полезно узнать основные моменты, касающиеся погодных условий в этой стране, чтобы определиться в какое время года здесь лучше всего отдыхать
Разделы по теме:

История Древнего Египта

История Египта восходит к глубокой древности. На территории современной страны, начиная с 4 тысячелетия до нашей эры, существовала древняя цивилизация. Это государство принято называть Древний Египет
Разделы по теме:

Самые большие аквапарки Хургады

Интерес к отдыху в Египте не ослабевает у туристов. Доступные цены, тёплое Красное море, увлекательные экскурсии и развитая инфраструктура способствуют незабываемому отдыху. А египетский курорт Хургада как нельзя лучше подходит для семейного отдыха. Помимо отдыха, увлекательного шоппинга и экскурсий, туристов порадуют отели с прекрасными аквапарками, где можно отлично отдохнуть как всей семьёй, так и большой дружной компанией
Разделы по теме:

Египетский бог Гор

Культура Древнего Египта уникальна и интересна. Она завораживает своими загадками, не зря эта тема так любима режиссерами и писателями. Турист, отправляющийся в Египет преимущественно за жарким солнцем и морскими волнами, обязательно проникнется интересом к прошлому этого государства. Ведь историей, настолько древней, могут похвастаться далеко не все современные народы
Разделы по теме: