Мастаба


Мастаба – это разновидность гробниц знати и потомков царей в древнем Египте, построенная в виде усеченной пирамиды. Их строительство относится ко времени царствования первых династий фараонов и Древнего царства.

Мастабы состоят из двух подземной и наземной частей. В погребальной камере, которая представляла собой подземный колодец, находилась мумия умершего. Вход в этот склеп был замурован. В наземной части находились помещения, которые использовались в ритуальных целях. Обязательно в мастабе присутствовала ложная дверь, на которой в полный рост изображался погребенный. Через нее покойный мог якобы выходить и возвращаться.

Мастабы как часть погребального культа в древнем Египте.

Древние египтяне верили, что после смерти существует загробная жизнь. Согласно преданиям человек состоял из нескольких сущностей. Жизненная энергия Ка словно тень сопровождала человека всю его жизнь, а после смерти покидала тело, но оставалась рядом с ним. Душа Ба, покинув умершего, птицей взлетала на небеса и представала перед судом бога загробного царства Осириса. Праведники могли рассчитывать на вечную беззаботную жизнь в загробном мире. Важным условием для этого было сохранение физического тела и предотвращение его разложения. Для этих целей тела умерших в древнем Египте бальзамировали.

Мумификация тела – это важный религиозный ритуал. Бальзамировщики принимали образы царя Анубиса и сыновей Гора, при совершении ритуала их окружали плакальщицы в образах богинь Нефтиды и Исиды. Сам умерший отождествлялся с богом Осирисом. После извлечения из тела умершего внутренностей и обработки различными маслами, порошками и другими материалами, его опускали на определенный срок в специальный раствор. Затем мумию бинтовали и на грудь клали амулет в виде скоробея, обеспечивающий воскрешение в загробном мире. Затем умершего помещали в гроб, внутри которого были изображены божества, сопровождающие покойника в царство мертвых Дуат.

Поначалу хоронили в обычных ямах, которые перекрывали ветками, сверху насыпали небольшой холмик из песка и камней. Позднее ямы расширились и укрепились, а вместо холма стали строить похожие на дома помещения – мастабы. Несколько таких мастаб состоятельных людей образовывали целые города мертвых, которые обслуживали жрецы, бальзамировщики, художники, ремесленники, управляющие, охранники. Бедняков так и продолжали хоронить в погребальных ямах в пустыне.

Конструкция и архитектура мастаб.

Поскольку мастабы предназначались с одной стороны для погребения царей и

знати, а с другой стороны для совершения молебнов и жертвоприношений, они состояли из двух частей. Надземная часть представляла собой четырехугольное сооружение с плоской крышей. Стены из необожженного кирпича или камня были ориентированы строго по частям света. Дверь была обращена на запад и над ней – молитва Анубису с прошением помочь умершему по пути в загробный мир. Перед дверью иногда строили перистиль – дворик, окруженный со всех сторон колоннами.

Большую часть наземного помещения составляли молельни, которые были всегда доступны для посещения. В восточной части молельни обязательно была ниша с ложной дверью, через которую дух покойного мог входить в молельню и другие помещения. В южной части молельни располагалось узкое закрытое со всех сторон помещение со скульптурой умершего, в которую мог вселяться его дух, и через окошки, выбитые в стене, наблюдать за ритуалами. На стенах молелен и камер были изображены расцвеченные рельефы с картинами земной и загробной жизни. Могло быть высечено тысячи фигур и мелких деталей с изображением сцен труда, домашнего быта или развлечений, а также связанных с общественным положением умершего. Кроме того были рисунки с изображением путешествия по загробному миру. Рельефы сопровождались пояснительными текстами. В надземной части мастабы могли также находиться камеры для погребения членов семьи умершего царя или вельможи.

Под землей на глубине от двух до десяти метров располагалась погребальная камера. Стены камеры обкладывали кирпичом или камнем, а сверху укрепляли массивными бревнами. В некоторых мастабах погребальные камеры были размером всего метр на метр, и тело помещалось в них наискось. Большие камеры были в длину 10-12 метров и в высоту 2-4 метра. Стены камер украшали рисунками, штукатурили, либо гладко шлифовали. В небольшую прихожую перед камерой вела отвесная шахта, по которой спускали гроб.

В западную часть погребальной камеры еще при строительстве помещали каменный саркофаг для гроба с мумией. Предметы погребальной утвари: посуду, еду, одежду, украшения, мебель,- раскладывали подле саркофага или помещали в отдельно построенное небольшое помещение. После обряда погребения, на дно шахты опускали каменную плиту, после чего шахту засыпали гравием и песком. Погребальная камера оказывалась замурованной навечно.

Мастабы как памятники истории и культуры.

Наибольшее количество мастаб было обнаружено при раскопках вокруг гробниц фараонов в Сакаре и Гизе. В этих мастабах была захоронена знать и приближенные к царям египтяне, которые даже после своей смерти желали находиться рядом со своим правителем.

Бедным египтянам не позволялось хоронить своих родственников около гробниц царей и знати. Достаточно было того, что многочисленная прислуга, ремесленники и земледельцы изображались на рельефах в мастабах знатных людей.

Мастабы высокопоставленных вельмож составляли почти целый город с кварталами и улицами. Царский некрополь в Гизе является самым грандиозным археологическим комплексом в Египте. До наших дней сохранились скульптуры, росписи и рельефы, относящиеся к шедеврам мирового искусства. К наиболее ценным памятникам живописи эпохи Древнего царства относится изображение гусей в гробнице Итет в Медуме. Большую культурную ценность представляют и скульптуры, обнаруженные в мастабе членов семьи фараона Снофру.

Наряду с раскопками в Гизе славятся археологические памятники на севере Саккары. Деревянные рельефы гробницы писца Хесира представляют собой уникальные произведения искусства времен третьей династии, также как и барельеф самого писца. К эпохе 4-й династии принадлежит группа скульптур Неферхотепа и его жены. Большой интерес представляет и скульптура писца, сидящего с папирусом на коленях. Кроме того в мастабах Саккары найдено множество статуэток ремесленников и земледельцев.

Архитектурные памятники, ценнейшие произведения живописи и скульптуры, несомненно, обогатили опыт последующих цивилизаций и культуру современного мира.

Наиболее известные древнеегипетские мастабы.

Одной из самых больших и красивых захоронений в Сакаре является мастиба Ти.

Рельефы и росписи, обнаруженные при раскопках этой гробницы и представляющие большую художественную ценность, описывают земную и загробную жизнь Ти, а также быт египтян в его владениях. Из самых интересных рисунков можно выделить: Ти на охоте, обработка статуй, кормление гусей, постройка лодки, рыбалка, приготовление пищи, сбор урожая.

Неподалеку от этой мастабы находится некрополь Серапеум с захоронением священных быков Аписов.

Мастаба, которая принадлежала жрецу Пта-Хотепу и его сыну - визирю Ахти-Хотепу, отличается разноцветными рельефами, находящимися на разной стадии завершенности. На рисунках изображены сцены из повседневной жизни, религиозных и погребальных обрядов, сопровождаемые надписями. Самые примечательные изображения Пта-Хотепа, где ему делают педикюр и маникюр.

Мастаба попечителя волхвов Кагемни, который служил надсмотрщиком при строительстве пирамиды Тети и к тому же был зятем фараона, отличается лучшими сохраненными изображениями животных и птиц. В гробнице также представлены рельефы с описанием повседневной жизни Кагемни. Необычное в этой мастабе – углубление для солнечной ладьи на крыше. Обычно подобные места для солнечных кораблей размещали только в гробницах фараонов и не на крыше. При раскопках мастабы Кагемни було обнаружено много погребальной утвари и саркофаг, которые сейчас хранятся в каирском музее.

Впечатляет своими размерами мастаба Меррука, женатого на старшей дочери фараона Тети – Сешсешет. Гробница разделена на три части: для самого Меррука, его жены и сына, и состоит из 32 комнат. В самой обширной комнате, окруженной шестью колоннами, находится статуя Мерруки в полный рост.

Заключение.

Поскольку в древнем Египте значительную роль уделяли заупокойному культу, строительство мастаб представлялось необходимым и важным условием обеспечения комфортной загробной жизни умершим сановникам.

В наше время мастабы привлекают к себе внимание как великие памятники истории, архитектуры и вместилище ценнейших произведений искусства.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Египет

Обзор курорта Сома Бей (Египет)

Каждый человек, планирующий отпуск, стремится выбрать такое место для отдыха, в котором можно отдохнуть с наибольшей пользой. Для этих целей отлично подходит курорт Сома Бей, расположенный в Египте
Разделы по теме:

Египетская богиня Баст или Бастет

Статья “египетская богиня Баст или Бастет” расскажет читателю об одной из главных богинь Древнего Египта, зарождении и развитии её культа, а также, о нелегкой но интересной судьбе её “подопечных”
Разделы по теме:

Архитектура древнего Египта

В очень длинной и довольно узкой плодородной долине Нила, окруженной песками пустынь с обеих сторон, тысячелетиями развивалась древняя самобытная цивилизация, которая относится к наиболее своеобразным и значительным культурам древнего мира. Здесь с V тысячелетия до нашей эры до IV века нашей эры было создано большое количество великолепных и грандиозных построек, произведений традиционного декоративно – прикладного искусства, скульптуры, живописи до сих пор многие из них так и остаются абсолютно непревзойденными шедеврами и образцами творческого вдохновения и высочайшего мастерства
Разделы по теме:

Аквапарки в Шарм-эль-Шейхе

В аквапарках Шарм эль Шейха каждый найдет развлечение по вкусу Египет – это не только страна пирамид, на сегодняшний день курорты этой страны полностью приспособлены для современных развлечений. Шарм эль Шейх имеет два современных аквапарка, которые не оставят равнодушными ни взрослых, ни детей.

Живопись Египта

Фараоны и высшая знать чиновников готовилась к загробной жизни заранее. Помимо построения гробниц они большую роль уделяли их украшению и убранству. Особенно пользовалась популярностью роспись потолка и стен. На рисунках представлялась земная жизнь человека и представления о его загробной жизни. Живопись в Египте соответствовала некоторым правилам, например при изображении одушевленных предметов. Окунемся в историю и попробуем понять, чем руководствовались древние египтяне в своих произведениях
Разделы по теме:

Тонкости обращения в полицию Египта

Фото Иногда туристам, отдыхающим в Египте, приходится приобретать опыт в общении с представителями власти. Происходит это по многим причинам: кражи, махинации, оскорбления, причинение вреда здоровью, изнасилования и так далее.
Разделы по теме:

Достопримечательности Египта - Каирский египетский музей

В этой статье будет рассмотрена одна из основных достопримечательностей Египта - Каирский египетский музей, который является крупнейшим в мире хранилищем предметом древнеегипетского искусства

Священные животные в древнем Египте

На земле древнего Египта сохранилось множество удивительных памятников старины. И нередко большое удивление вызывают звероголовые боги древности. Но не меньший интерес вызывают кладбища с похороненными там животными, которые, как и люди подвергались мумификации и захоранивались с большими почестями. Ведь животные нередко олицетворяли грозных богов.
Разделы по теме:

Сноркелинг – руководство для начинающего и FAQ

Сноркелинг – руководство для  начинающего и FAQ Фото Статья познакомит Вас с одним из наиболее любопытных и экстремальных видов спорта – сноркелингом, а так же интересными его особенностями.

Монастырь Святой Екатерины в Египте

Монастырь Святой Екатерины является одним из самых древних на земле действующих православных обителей. Расположен монастырь у подножия горы святого Моисея (горы Синай) в южной части Синайского полуострова. Монахи – это, в основном, православные верующие греческого происхождения