Мастаба


Мастаба – это разновидность гробниц знати и потомков царей в древнем Египте, построенная в виде усеченной пирамиды. Их строительство относится ко времени царствования первых династий фараонов и Древнего царства.

Мастабы состоят из двух подземной и наземной частей. В погребальной камере, которая представляла собой подземный колодец, находилась мумия умершего. Вход в этот склеп был замурован. В наземной части находились помещения, которые использовались в ритуальных целях. Обязательно в мастабе присутствовала ложная дверь, на которой в полный рост изображался погребенный. Через нее покойный мог якобы выходить и возвращаться.

Мастабы как часть погребального культа в древнем Египте.

Древние египтяне верили, что после смерти существует загробная жизнь. Согласно преданиям человек состоял из нескольких сущностей. Жизненная энергия Ка словно тень сопровождала человека всю его жизнь, а после смерти покидала тело, но оставалась рядом с ним. Душа Ба, покинув умершего, птицей взлетала на небеса и представала перед судом бога загробного царства Осириса. Праведники могли рассчитывать на вечную беззаботную жизнь в загробном мире. Важным условием для этого было сохранение физического тела и предотвращение его разложения. Для этих целей тела умерших в древнем Египте бальзамировали.

Мумификация тела – это важный религиозный ритуал. Бальзамировщики принимали образы царя Анубиса и сыновей Гора, при совершении ритуала их окружали плакальщицы в образах богинь Нефтиды и Исиды. Сам умерший отождествлялся с богом Осирисом. После извлечения из тела умершего внутренностей и обработки различными маслами, порошками и другими материалами, его опускали на определенный срок в специальный раствор. Затем мумию бинтовали и на грудь клали амулет в виде скоробея, обеспечивающий воскрешение в загробном мире. Затем умершего помещали в гроб, внутри которого были изображены божества, сопровождающие покойника в царство мертвых Дуат.

Поначалу хоронили в обычных ямах, которые перекрывали ветками, сверху насыпали небольшой холмик из песка и камней. Позднее ямы расширились и укрепились, а вместо холма стали строить похожие на дома помещения – мастабы. Несколько таких мастаб состоятельных людей образовывали целые города мертвых, которые обслуживали жрецы, бальзамировщики, художники, ремесленники, управляющие, охранники. Бедняков так и продолжали хоронить в погребальных ямах в пустыне.

Конструкция и архитектура мастаб.

Поскольку мастабы предназначались с одной стороны для погребения царей и

знати, а с другой стороны для совершения молебнов и жертвоприношений, они состояли из двух частей. Надземная часть представляла собой четырехугольное сооружение с плоской крышей. Стены из необожженного кирпича или камня были ориентированы строго по частям света. Дверь была обращена на запад и над ней – молитва Анубису с прошением помочь умершему по пути в загробный мир. Перед дверью иногда строили перистиль – дворик, окруженный со всех сторон колоннами.

Большую часть наземного помещения составляли молельни, которые были всегда доступны для посещения. В восточной части молельни обязательно была ниша с ложной дверью, через которую дух покойного мог входить в молельню и другие помещения. В южной части молельни располагалось узкое закрытое со всех сторон помещение со скульптурой умершего, в которую мог вселяться его дух, и через окошки, выбитые в стене, наблюдать за ритуалами. На стенах молелен и камер были изображены расцвеченные рельефы с картинами земной и загробной жизни. Могло быть высечено тысячи фигур и мелких деталей с изображением сцен труда, домашнего быта или развлечений, а также связанных с общественным положением умершего. Кроме того были рисунки с изображением путешествия по загробному миру. Рельефы сопровождались пояснительными текстами. В надземной части мастабы могли также находиться камеры для погребения членов семьи умершего царя или вельможи.

Под землей на глубине от двух до десяти метров располагалась погребальная камера. Стены камеры обкладывали кирпичом или камнем, а сверху укрепляли массивными бревнами. В некоторых мастабах погребальные камеры были размером всего метр на метр, и тело помещалось в них наискось. Большие камеры были в длину 10-12 метров и в высоту 2-4 метра. Стены камер украшали рисунками, штукатурили, либо гладко шлифовали. В небольшую прихожую перед камерой вела отвесная шахта, по которой спускали гроб.

В западную часть погребальной камеры еще при строительстве помещали каменный саркофаг для гроба с мумией. Предметы погребальной утвари: посуду, еду, одежду, украшения, мебель,- раскладывали подле саркофага или помещали в отдельно построенное небольшое помещение. После обряда погребения, на дно шахты опускали каменную плиту, после чего шахту засыпали гравием и песком. Погребальная камера оказывалась замурованной навечно.

Мастабы как памятники истории и культуры.

Наибольшее количество мастаб было обнаружено при раскопках вокруг гробниц фараонов в Сакаре и Гизе. В этих мастабах была захоронена знать и приближенные к царям египтяне, которые даже после своей смерти желали находиться рядом со своим правителем.

Бедным египтянам не позволялось хоронить своих родственников около гробниц царей и знати. Достаточно было того, что многочисленная прислуга, ремесленники и земледельцы изображались на рельефах в мастабах знатных людей.

Мастабы высокопоставленных вельмож составляли почти целый город с кварталами и улицами. Царский некрополь в Гизе является самым грандиозным археологическим комплексом в Египте. До наших дней сохранились скульптуры, росписи и рельефы, относящиеся к шедеврам мирового искусства. К наиболее ценным памятникам живописи эпохи Древнего царства относится изображение гусей в гробнице Итет в Медуме. Большую культурную ценность представляют и скульптуры, обнаруженные в мастабе членов семьи фараона Снофру.

Наряду с раскопками в Гизе славятся археологические памятники на севере Саккары. Деревянные рельефы гробницы писца Хесира представляют собой уникальные произведения искусства времен третьей династии, также как и барельеф самого писца. К эпохе 4-й династии принадлежит группа скульптур Неферхотепа и его жены. Большой интерес представляет и скульптура писца, сидящего с папирусом на коленях. Кроме того в мастабах Саккары найдено множество статуэток ремесленников и земледельцев.

Архитектурные памятники, ценнейшие произведения живописи и скульптуры, несомненно, обогатили опыт последующих цивилизаций и культуру современного мира.

Наиболее известные древнеегипетские мастабы.

Одной из самых больших и красивых захоронений в Сакаре является мастиба Ти.

Рельефы и росписи, обнаруженные при раскопках этой гробницы и представляющие большую художественную ценность, описывают земную и загробную жизнь Ти, а также быт египтян в его владениях. Из самых интересных рисунков можно выделить: Ти на охоте, обработка статуй, кормление гусей, постройка лодки, рыбалка, приготовление пищи, сбор урожая.

Неподалеку от этой мастабы находится некрополь Серапеум с захоронением священных быков Аписов.

Мастаба, которая принадлежала жрецу Пта-Хотепу и его сыну - визирю Ахти-Хотепу, отличается разноцветными рельефами, находящимися на разной стадии завершенности. На рисунках изображены сцены из повседневной жизни, религиозных и погребальных обрядов, сопровождаемые надписями. Самые примечательные изображения Пта-Хотепа, где ему делают педикюр и маникюр.

Мастаба попечителя волхвов Кагемни, который служил надсмотрщиком при строительстве пирамиды Тети и к тому же был зятем фараона, отличается лучшими сохраненными изображениями животных и птиц. В гробнице также представлены рельефы с описанием повседневной жизни Кагемни. Необычное в этой мастабе – углубление для солнечной ладьи на крыше. Обычно подобные места для солнечных кораблей размещали только в гробницах фараонов и не на крыше. При раскопках мастабы Кагемни було обнаружено много погребальной утвари и саркофаг, которые сейчас хранятся в каирском музее.

Впечатляет своими размерами мастаба Меррука, женатого на старшей дочери фараона Тети – Сешсешет. Гробница разделена на три части: для самого Меррука, его жены и сына, и состоит из 32 комнат. В самой обширной комнате, окруженной шестью колоннами, находится статуя Мерруки в полный рост.

Заключение.

Поскольку в древнем Египте значительную роль уделяли заупокойному культу, строительство мастаб представлялось необходимым и важным условием обеспечения комфортной загробной жизни умершим сановникам.

В наше время мастабы привлекают к себе внимание как великие памятники истории, архитектуры и вместилище ценнейших произведений искусства.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Египет

Самые большие аквапарки Хургады

Интерес к отдыху в Египте не ослабевает у туристов. Доступные цены, тёплое Красное море, увлекательные экскурсии и развитая инфраструктура способствуют незабываемому отдыху. А египетский курорт Хургада как нельзя лучше подходит для семейного отдыха. Помимо отдыха, увлекательного шоппинга и экскурсий, туристов порадуют отели с прекрасными аквапарками, где можно отлично отдохнуть как всей семьёй, так и большой дружной компанией
Разделы по теме:

Обзор курорта Заафарана (Египет)

Статья “Обзор курорта Заафарана (Египет)” познакомит читателя с современным и пока еще не очень известным курортом и достопримечательностями его окрестностей
Разделы по теме:

Египет: общая информация о стране

Один из видов египетского транспорта Что за тайну хранит в себе Черная земля Миср, что в переводе с арабского означает Египет? Почему десятки сотен паломников вот уже в течение 5 тысяч лет стремятся попасть туда? Нет никаких сомнений, что путешествие в Египет станет одним из самых ярких и замечательных событий в вашей жизни.
Разделы по теме:

Цветной каньон – особенности экскурсии

Цветной каньон – особенности экскурсии - Фото Посещение Цветного каньона всегда оказывается ярким впечатлением. Будет ли это впечатление положительным, или нет, зависит от того, насколько вы окажетесь подготовленным к встрече с этим чудом природы. Задача данной статьи – помочь вам в этом.
Разделы по теме:

Тиран (остров) в Египте

Статья “Тиран (остров) в Египте (обзор достопримечательности)” расскажет о, считающимся одним из самых красивых в Египте, острове и его окрестностях, а также познакомит читателя с уникальным островком православия на египетской земле

Каирский египетский музей в Египте

Египет – это место на земном шаре, с которым связано много легенд, загадок и тайн. Удивительная и полная мистики история страны вызывает немалый интерес, как среди ученых, так и среди обычных граждан, далеких от истории, но интересующихся прошлым нашей цивилизации

Покупка экскурсий на улице

Туристы, заботящиеся о безопасности, отдают предпочтение покупке экскурсий в отеле Отдых в Египте – достойный выбор. Но существуют определенные нюансы, знание которых позволит получить настоящее удовольствие от путешествия. Каждому туристу, решившему начать свое знакомство с культурой Египта, придется сделать следующий выбор. Как лучше поступить? Приобрести экскурсию в отеле или на улице у местных торговцев?

Экскурсия в Цветной Каньон и город Нувейба.

Экскурсия в Цветной Каньон и город Нувейба. Тем, кто быстро устает от пляжного отдыха и любит посмотреть что-то новое, экскурсия в каньон должна понравиться. Своеобразная красота синайской пустыни, необычные картины на скалах, катание на джипах внесет разнообразие в спокойный размеренный отдых.
Разделы по теме:

Достопримечательности Египта – Александрия

Александрия, город, расположенный в северной части Египта на берегу Средиземного моря на расстоянии 225 км в направлении северо-запада от Каира. Второй по величине Египетский город с населением 3 977 000 человек (данные 2004 года) представляющий крупную транспортную, торгово-промышленную артерию Египта. Помимо функции главных морских ворот стран Александрия вносит весомый вклад в нефтеперерабатывающую, химическую, цементную, текстильную, машиностроительную промышленности и развитие разнообразных ремесел

Достопримечательности Египта - Бюст Нефертити

Бюст Нефертити является одним из самых знаменитых произведений искусства Древнего Египта и амарнского стиля. Имеет вид стилизованного портрета супруги фараона Эхнатона, прославившегося своими реформами и правившего в период 1351-1334 года до нашей эры. Сегодня данная скульптура выставлена в Берлине, в Новом музее