Египетский бог Осирис


Осирис является одним из верховных богов в египетском пантеоне, населением Древнего мира он воспринимался как царь загробного мира. Правильное произношение имени этого бога звучит как Усир.

Изображается он, как правило, в виде человека, у которого нижняя часть туловища забинтована как у мумифицированного тела. В руках у него обязательно должны быть знаки царской власти – крюк и цеп.

На голове у этого божества изображается специфический головной убор – корона «атеф». Выглядит она как высокая конической формы шапка, по бокам которой свисают два пера. Иногда вместо головного убора у Осириса изображаются огромные бараньи рога. На некоторых рисунках дошедших до наших дней этот бог изображается с зеленой кожей, что как бы подчеркивает его причастность к народному изобилию и плодородию.

Сегодняшние египтологи так и не могут прийти к единому мнению этимологии (происхождения) имени данного божества. Но самое большое распространение получила точка зрения, согласно которой свое имя Усир бог получил от созвучного египетского слова «восер», что дословно переводится как «правящий один».

С этим богом у древних египтян связано большое количество верований, религиозных культов и мифов.

Возрождение Осириса

Одним из самых главных мифов Древнего Египта, на котором строился весь религиозно-заупокойный культ этой страны, является легенда об убийстве и последующем воскрешении бога Осириса.

Наиболее точно и достоверно этот миф был описан древнегреческим философом и летописцем Плутархом. Согласно его рассказу Осирис изначально был смертным человеком – царем Египта. Правил он народом вместе со своей женой Исидой, которая так же являлась его сестрой. При нем население Египта научилось выращивать зерновые культуры, жить в мире и чтить своих богов. Свое влияние среди обычных жителей он завоевывал своей добротой и справедливостью, а не угрозами и оружием как другие фараоны. В результате чего был любим и почитаем, что вызывало жуткую зависть у его брата Сета. Решил Сет извести родного брата, для этого изготовил он саркофаг и пообещал подарить его тому, кому он подойдет, сам же с самого начала снял точные мерки Осириса.

Осирис решил подержать идею брата и лег в саркофаг, который естественно оказался ему точно в пору, в это время Сет и еще семьдесят два заговорщика подбежали и закрыли крышку, а сверху для большей надежности даже запаяли свинцом. После чего бросили саркофаг с Осирисом в Нил.

Но саркофаг не утонул, а поплыл далее по течению. Вблизи Библоса, его вынесло на берег, на этом месте тут же выросло прекрасное дерево. Исида, которая очень любила своего мужа, предпринимает успешную попытку по поискам своего мужа, находит саркофаг и возвращает его в Дельту, где собирается совершить обряд похорон по всем правилам. Но Сет оказался очень коварным, он выкрадывает тело брата, разрубает его на множество кусочков и разбрасывает их по всему Египту.

Но Исида, не опустила руки, она вновь принялась искать тело мужа, находя в разных частях его куски, она проводила похоронный обряд и брала их с собой. После того как все было собрано Осирис был мумифицирован. В последствие душа Осириса обрела владычество и стала править загробным миром. В периоды среднего и позднего царства этот бог согласно культу египтян и их религии возглавлял суд на душами умерших.

Верховный суд Осириса

Благодаря знаменитой «книге мертвых» дошедшей до нас сквозь тысячелетия, можно узнать, как проводился по представлению Египтян Верховный суд над душами умерших.

Так согласно ей после того как человек умер его душа попадала в загробный мир, который представлялся чем-то вроде места где происходило дальнейшее распределение – в ад или рай. Решал же все этом мире верховный суд из сорока двух богов, во главе них стоял Осирис именно он делал окончательное заключение, так как судя по всему вершился суд согласно коллегиально вынесенному приговору.

После того как душа попадала в загробный мир, она должна принести так называемую клятву отрицания – необходимо было поклясться что при жизни человек был богобоязненным и не совершал дурных поступков, все слова клятвы начинались с частицы «не» - не нарушал, не крал, не врал, не убивал и т.д. После клятвы боги взвешивали на весах истины сердце усопшего. Оно помещалось на одну чашу весов, а на другую богиня правды Маат клала свое перышко. И если сердце перевешивало, значит, при жизни оно было отягощено различными неблаговидными проступками.

От решения суда Осириса зависела дальнейшая судьба души – она могла быть отправлена в рай, к свету, или сердце съедалось безжалостным чудовищем Аммут. Причем в первом случае, душа через некоторое время могла воскреснуть вновь в другом человеке, а во втором она умирала окончательно. Именно из-за боязни верховного суда Владыки загробного царства, в Древнем Египте Осирис был так почитаем, а его культ насчитывал самое большое количество храмов и жрецов.

При всем при этом египтяне считали этого бога строгим, но справедливым, который всегда готов пойти на некоторые уступки, но не пропустит в рай по-настоящему нечестивых грешников. Именно с целью умаслить верховного бога суда и коллегии заседателей в гробницы клали «книгу мертвых», в которой содержалось большое количество самых различных уловок и формул, при помощи которых можно было бы добиться для себя снисхождения.

Культ Осириса

Осирис почитается египтянами еще со времен самого древнейшего царствования фараонов, причем первоначально он считался богом изобилия и плодородия, от его милости, как принято, было верить зависели все наводнения Нила и последующий богатый урожай. Несколько позднее он стал восприниматься как бог воскрешения и владыка Загробного мира.

В начале Египетской истории правящие фараоны отождествлялись с самим богом, а их сыновья с Гором сыновьями Осириса.

Одним из главных территориальных центров культа этого божества являлся Абидос – столица восьмого нома в Древнем Египте. Местом паломничества на этих территориях была гробница одного из королей самой первой династии правителя Джосера, в последующие века, она почиталась как место упокоения самого Осириса. Ежегодно на протяжении нескольких тысяч лет в Абидосе проводился праздник, посвященный этому божеству. Так же принято было считать, что именно в этом городе была захоронена голова бога, после того как его на куски разрубил собственный брат.

Примечательно, так же то, что культ Осириса был настолько силен, а сам бог так почитаем, что в эпоху нового царства он вышел за пределы Древнего Египта и распространился по странам Нубии, Ливии, Греции, Междуречья и т.д.

Осирис и миф о его чудесном воскрешении в образе бога соединили в себе самые различные периоды Египетской истории. Культ царя-фараона, почитание бога который умирает и воскресает, точно так же как Нил с его отливами и наводнениями, луна, загробный мир, верховный суд все это как губка впитывается религиозными представлениями, которые получают свое последовательное развитие в периоды становления Египетского общества.

Своими корнями миф Осириса уходит глубоко в эпоху зарождения родового общества, из обрядов, верований и представлений, которого впоследствии развиваются и характерные для культа этого бога черты, вроде неразрывной связи культа царя-правителя-фараона и культа бога, который имеет возможность влиять на силы природы и их результаты. При этом культ царя загробного мира тесно переплетается с теми временами когда Осириса почитали как бога плодородия, из-за чего в религии и жреческих обрядах, а так же в самом мифе, силы природы, которые благоволят к богу проступают особенно четко.

Стоит так же разобраться с непременной атрибутикой, без которой не встретишь изображений Осириса. Корона Атеф, головной убор Осириса изготовлена из папируса, священная ладья бога так же выполнена из стеблей этого тростника, а в его символ царской власти вставлены она в другую связки тростника.

Стоит так же отметить, что на всех изображениях Осирис прорисован с каким-либо растением – перед его престолом из пруда растут либо лотос, либо деревья с виноградной лозой, виноградная лоза так же может обвивать балдахин и трон, на котором сидит бог, а иногда и его самого.

Гробница Осириса так же всегда изображается с зеленью – то недалеко от нее растет дерево, на ветвях которого сидит душа Осириса, то дерево вырастает прямо из гробницы, а то из нее растут сразу четыре дерева.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Египет

Отдых в Египте: что следует знать?

Отдых в Египте Надоели серые будни, желаете перемен? Тогда отдых в Египте – то, что вам нужно!
Несколько советов тем, кто решил провести отдых в Египте:
Разделы по теме:

Колоссы Мемнона в Луксоре (Египет)

Лучшие курорты Египта – Хургада Для всех, кто волею судеб оказался в Египте, не заехать в Луксор – всё равно, что побывать в Париже и не увидеть Эйфелеву башню. Видимо, зная это, абсолютное большинство туристических фирм, обязательно предлагают совершить экскурсию в это неповторимое место.

Достопримечательности Египта - Луксор

Луксор — один из наиболее известных древнеегипетских городов. Ранее он носил название Фивы и был столицей самой старой цивилизации, свидетельства о существовании которой сохранились и доныне

Погода в Египте в январе

В январе так хочется вырваться из лютых лап мороза. Чтобы согреться в этот зимний месяц можно выбраться на какой-нибудь Египетский курорт. Сделать выбор вам поможет краткий обзор погоды на курортах в Египте в январе.
Разделы по теме:

Достопримечательности Египта - Большой Сфинкс

Большой Сфинкс, расположенный на западном берегу Нила в Гизе является древнейшей из сохранившихся на планете скульптур монументального размаха. Изготовленному из монолитного известкового массива скалы в виде колоссального сфинкса — лежащему на песке льву, лицевая часть которого имеет по преданию портретную схожесть с изображениями фараона Хефрена (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), о чем свидетельствует близость его погребальной пирамиды. В длину скульптура — 73 метра, в высоту — 20 метров; пространство между передними лапами когда-то использовалось для небольшого святилища. Величественная статуя с человеческой головой и львиным телом ориентирована в восточном направлении вдоль тридцатой параллели

Достопримечательности Египта – Абу-Симбел

Абу-Симбел является скалой западного берега Нила, используя которую, верноподданные Рамзеса II (прибл. 1298—1213 до н. э.) создали знаменитые древнеегипетские святыни, выдолбив два храма внутри скалы. Местонахождение храмовой скалы в 280 км на юг от Асуана

Советы женщинам, отдыхающим в Египте

Советы женщинам, отдыхающим в Египте Вопреки расхожему мнению, что если женщина едет в отпуск одна, то, несомненно, за приключениями, милые дамы ездят еще и на достопримечательности полюбоваться. В Египте их немало к тому же.
Разделы по теме:

Погода в Египте в марте

Египет — это страна, куда туристы могут отправиться практически в любое время года, за исключением самых жарких летних месяцев. Поэтому курортный сезон для многих начинается уже с приходов весны, в марте месяце
Разделы по теме:

Достопримечательности Египта – Александрия

Александрия, город, расположенный в северной части Египта на берегу Средиземного моря на расстоянии 225 км в направлении северо-запада от Каира. Второй по величине Египетский город с населением 3 977 000 человек (данные 2004 года) представляющий крупную транспортную, торгово-промышленную артерию Египта. Помимо функции главных морских ворот стран Александрия вносит весомый вклад в нефтеперерабатывающую, химическую, цементную, текстильную, машиностроительную промышленности и развитие разнообразных ремесел

Фараоны в древнем Египте

На протяжении нескольких тысячелетий древним Египтом правили фараоны. Эти правители были воплощением бога на этой земле. Ведь по поверью египтян фараон рождался от верховного божества, который воплощался в царствующем монархе, и царицы матери. И действительно фараон регулировал все сферы жизни и принимал участие в религиозных обрядах. А его смерть становилась подлинной трагедией. Ведь без фараона нет Египта
Разделы по теме: