Египетский бог Осирис


Осирис является одним из верховных богов в египетском пантеоне, населением Древнего мира он воспринимался как царь загробного мира. Правильное произношение имени этого бога звучит как Усир.

Изображается он, как правило, в виде человека, у которого нижняя часть туловища забинтована как у мумифицированного тела. В руках у него обязательно должны быть знаки царской власти – крюк и цеп.

На голове у этого божества изображается специфический головной убор – корона «атеф». Выглядит она как высокая конической формы шапка, по бокам которой свисают два пера. Иногда вместо головного убора у Осириса изображаются огромные бараньи рога. На некоторых рисунках дошедших до наших дней этот бог изображается с зеленой кожей, что как бы подчеркивает его причастность к народному изобилию и плодородию.

Сегодняшние египтологи так и не могут прийти к единому мнению этимологии (происхождения) имени данного божества. Но самое большое распространение получила точка зрения, согласно которой свое имя Усир бог получил от созвучного египетского слова «восер», что дословно переводится как «правящий один».

С этим богом у древних египтян связано большое количество верований, религиозных культов и мифов.

Возрождение Осириса

Одним из самых главных мифов Древнего Египта, на котором строился весь религиозно-заупокойный культ этой страны, является легенда об убийстве и последующем воскрешении бога Осириса.

Наиболее точно и достоверно этот миф был описан древнегреческим философом и летописцем Плутархом. Согласно его рассказу Осирис изначально был смертным человеком – царем Египта. Правил он народом вместе со своей женой Исидой, которая так же являлась его сестрой. При нем население Египта научилось выращивать зерновые культуры, жить в мире и чтить своих богов. Свое влияние среди обычных жителей он завоевывал своей добротой и справедливостью, а не угрозами и оружием как другие фараоны. В результате чего был любим и почитаем, что вызывало жуткую зависть у его брата Сета. Решил Сет извести родного брата, для этого изготовил он саркофаг и пообещал подарить его тому, кому он подойдет, сам же с самого начала снял точные мерки Осириса.

Осирис решил подержать идею брата и лег в саркофаг, который естественно оказался ему точно в пору, в это время Сет и еще семьдесят два заговорщика подбежали и закрыли крышку, а сверху для большей надежности даже запаяли свинцом. После чего бросили саркофаг с Осирисом в Нил.

Но саркофаг не утонул, а поплыл далее по течению. Вблизи Библоса, его вынесло на берег, на этом месте тут же выросло прекрасное дерево. Исида, которая очень любила своего мужа, предпринимает успешную попытку по поискам своего мужа, находит саркофаг и возвращает его в Дельту, где собирается совершить обряд похорон по всем правилам. Но Сет оказался очень коварным, он выкрадывает тело брата, разрубает его на множество кусочков и разбрасывает их по всему Египту.

Но Исида, не опустила руки, она вновь принялась искать тело мужа, находя в разных частях его куски, она проводила похоронный обряд и брала их с собой. После того как все было собрано Осирис был мумифицирован. В последствие душа Осириса обрела владычество и стала править загробным миром. В периоды среднего и позднего царства этот бог согласно культу египтян и их религии возглавлял суд на душами умерших.

Верховный суд Осириса

Благодаря знаменитой «книге мертвых» дошедшей до нас сквозь тысячелетия, можно узнать, как проводился по представлению Египтян Верховный суд над душами умерших.

Так согласно ей после того как человек умер его душа попадала в загробный мир, который представлялся чем-то вроде места где происходило дальнейшее распределение – в ад или рай. Решал же все этом мире верховный суд из сорока двух богов, во главе них стоял Осирис именно он делал окончательное заключение, так как судя по всему вершился суд согласно коллегиально вынесенному приговору.

После того как душа попадала в загробный мир, она должна принести так называемую клятву отрицания – необходимо было поклясться что при жизни человек был богобоязненным и не совершал дурных поступков, все слова клятвы начинались с частицы «не» - не нарушал, не крал, не врал, не убивал и т.д. После клятвы боги взвешивали на весах истины сердце усопшего. Оно помещалось на одну чашу весов, а на другую богиня правды Маат клала свое перышко. И если сердце перевешивало, значит, при жизни оно было отягощено различными неблаговидными проступками.

От решения суда Осириса зависела дальнейшая судьба души – она могла быть отправлена в рай, к свету, или сердце съедалось безжалостным чудовищем Аммут. Причем в первом случае, душа через некоторое время могла воскреснуть вновь в другом человеке, а во втором она умирала окончательно. Именно из-за боязни верховного суда Владыки загробного царства, в Древнем Египте Осирис был так почитаем, а его культ насчитывал самое большое количество храмов и жрецов.

При всем при этом египтяне считали этого бога строгим, но справедливым, который всегда готов пойти на некоторые уступки, но не пропустит в рай по-настоящему нечестивых грешников. Именно с целью умаслить верховного бога суда и коллегии заседателей в гробницы клали «книгу мертвых», в которой содержалось большое количество самых различных уловок и формул, при помощи которых можно было бы добиться для себя снисхождения.

Культ Осириса

Осирис почитается египтянами еще со времен самого древнейшего царствования фараонов, причем первоначально он считался богом изобилия и плодородия, от его милости, как принято, было верить зависели все наводнения Нила и последующий богатый урожай. Несколько позднее он стал восприниматься как бог воскрешения и владыка Загробного мира.

В начале Египетской истории правящие фараоны отождествлялись с самим богом, а их сыновья с Гором сыновьями Осириса.

Одним из главных территориальных центров культа этого божества являлся Абидос – столица восьмого нома в Древнем Египте. Местом паломничества на этих территориях была гробница одного из королей самой первой династии правителя Джосера, в последующие века, она почиталась как место упокоения самого Осириса. Ежегодно на протяжении нескольких тысяч лет в Абидосе проводился праздник, посвященный этому божеству. Так же принято было считать, что именно в этом городе была захоронена голова бога, после того как его на куски разрубил собственный брат.

Примечательно, так же то, что культ Осириса был настолько силен, а сам бог так почитаем, что в эпоху нового царства он вышел за пределы Древнего Египта и распространился по странам Нубии, Ливии, Греции, Междуречья и т.д.

Осирис и миф о его чудесном воскрешении в образе бога соединили в себе самые различные периоды Египетской истории. Культ царя-фараона, почитание бога который умирает и воскресает, точно так же как Нил с его отливами и наводнениями, луна, загробный мир, верховный суд все это как губка впитывается религиозными представлениями, которые получают свое последовательное развитие в периоды становления Египетского общества.

Своими корнями миф Осириса уходит глубоко в эпоху зарождения родового общества, из обрядов, верований и представлений, которого впоследствии развиваются и характерные для культа этого бога черты, вроде неразрывной связи культа царя-правителя-фараона и культа бога, который имеет возможность влиять на силы природы и их результаты. При этом культ царя загробного мира тесно переплетается с теми временами когда Осириса почитали как бога плодородия, из-за чего в религии и жреческих обрядах, а так же в самом мифе, силы природы, которые благоволят к богу проступают особенно четко.

Стоит так же разобраться с непременной атрибутикой, без которой не встретишь изображений Осириса. Корона Атеф, головной убор Осириса изготовлена из папируса, священная ладья бога так же выполнена из стеблей этого тростника, а в его символ царской власти вставлены она в другую связки тростника.

Стоит так же отметить, что на всех изображениях Осирис прорисован с каким-либо растением – перед его престолом из пруда растут либо лотос, либо деревья с виноградной лозой, виноградная лоза так же может обвивать балдахин и трон, на котором сидит бог, а иногда и его самого.

Гробница Осириса так же всегда изображается с зеленью – то недалеко от нее растет дерево, на ветвях которого сидит душа Осириса, то дерево вырастает прямо из гробницы, а то из нее растут сразу четыре дерева.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Египет

Религия древнего Египта

Религия древнего Египта привлекала к себе внимание цивилизованного мира во все времена. По сей день многие аспекты истории древнеегипетской религии остаются загадкой, поскольку сохранилось не так уж много источников древнего периода. Имеющиеся сведения зачастую противоречивы и являются результатом смешения верований различных местностей и времен
Разделы по теме:

Тонкости обращения в полицию Египта

Фото Иногда туристам, отдыхающим в Египте, приходится приобретать опыт в общении с представителями власти. Происходит это по многим причинам: кражи, махинации, оскорбления, причинение вреда здоровью, изнасилования и так далее.
Разделы по теме:

Абу-Мина в Египте

Абу-Мина – древний монастырский комплекс, который является центром паломничества христиан со времен средневековья. Поселение Абу-Мина возникло около захоронения святого Мина, казненного за принятие им христианства. Впоследствии недалеко от руин древнего города основали монастырь. Сегодня вся область, включающая древние руины и современный монастырь, находятся под охраной ЮНЕСКО

Экскурсии в Шарм эль Шейхе (Египет)

 Экскурсии в Шарм эль Шейхе (Египет) - Фото Объектов для осмотра в самом Египте и близлежащих странах великое множество, кроме того, большое разнообразие предполагаемых развлечений. Отправляясь на экскурсию, позаботьтесь о своем комфорте, чтобы получить максимум удовольствия и не отвлекаться в пути.

Аквапарк Хургада Jungle

Аквапарк Хургада Jungle По отзывам туристов, Jungle аквапарк самый лучший в Хургаде, там более 25 горок различной высоты, не считая аттракционов для малышей. Есть и так называемая «рафтинг-река» с искусственным течением.
Разделы по теме:

Экскурсия в заповедник Рас Мохаммед.

Экскурсия в заповедник Рас Мохаммед. Это милая, неутомительная, интересная морская прогулка на самые красивые коралловые рифы Красного моря. Можно позагорать, полюбоваться на море и его обитателей, даже не погружаясь в воду, прямо с яхты.
Разделы по теме:

Обычаи и особенности Египта

Сфинкс в Гизе Египет – одна из самых загадочных стран мира. Ее культура и обычаи весьма своеобразны и непонятны русскому человеку из-за разницы в менталитете. В статье рассказывается об обычаях и особенностях Египта. Лучше узнать о них заранее, тогда можно будет свести на нет и вероятность попасть впросак, и возможность возникновения конфликта.
Разделы по теме:

Мифы в Древнем Египте

Большинство источников изучающих мифологию Древнего Египта отличает неполнота и несистематичность изложения. Основные памятники, которые сумели отразить мифологическое представление египтян – это молитвы богам, тексты, записи на стенах гробниц. Наибольшую значимость имеют «тесты пирамид». Они включают в себя заупокойные царские ритуалы
Разделы по теме:

Какие есть развлечения в Шарм-эль-Шейхе

Много Египетских курортов, которые не обделены вниманием большинства туристов. Таким и является этот интересный и красивый город-курорт в Египте – Шарм-эль-Шейх. С недавнего времени курорт начал пользоваться повышенным вниманием туристов, которых нравится местный колорит.
Разделы по теме:

Храм Хатшепсут в Египте

Река Нил делила Древний Египет на восточную и западную часть, на два царства: живых и мертвых. Величественные дворцы фараонов, монументальные храмы в честь богов египтяне возводили на восточном побережье Нила – в царстве живых. На западном берегу Нила возводили пирамиды, гробницы, поминальные храмы – своеобразное царство мертвых. Одним из поминальных храмов является храм Хатшепсут, выточенный прямо в скале. Его громадные размеры, разнообразие декоративных украшений превосходят подобные сооружения Древнего Египта. Храм стал известен не только благодаря уникальной архитектуре, но и во многом, благодаря личности Хатшепсут – женщине – фараону