Живопись древнего Египта


Статья “Живопись Древнего Египта” познакомит читателя со всеми тонкостями древнего искусства, до сих пор считающегося одной из загадок человечества.

Как и любое другое искусство Древнего Египта, живопись на заре времён носила исключительно сакральный характер. Стены гробниц фараонов обильно украшались картинами, повествующими о жизни, смерти, погребении правителя, а также о том, что ждёт его в загробном бытии.

Школа живописи в Древнем Египте

Первые школы живописи Египта стали возникать в период существования Древнего Царства. В этих школах будущие художники постигали правила построения изображений, причем делали они это путём заучивания ране разработанных схем таблиц и формул, малейшее же отступление от канонов грозило ученику суровым наказанием, вплоть до избиения и изгнания из школы.

Помимо всевозможных таблиц, учебным пособием для юных живописцев могли служить самые качественные из рисунков, написанных выпускниками школы.

Большое внимание в школах уделялось технике рисунка. Ученик должен был с одной стороны уметь наносить плавные, ровные линии на гладкую поверхность, а с другой иметь достаточно твердую и сильную руку, чтобы выцарапывать на стене или камне контуры для создания фрески.

Рисовали ученики на глиняных досках, специальной палочкой нанося контур рисунка на влажную глину. Если в изображении имелись неточности, ученик заминал их пальцем, и на этом месте прорисовывал правильные контуры. Если же неправильным было всё изображение, юный художник заравнивал поверхность и рисовал весь контур заново.

При изображении фигуры человека доски предварительно расчерчивались клетками, по которым ученик ориентировался для соблюдения пропорций. После того, как рисунок был завершен, художник аккуратно заминал клетки пальцем. По достижении определённого уровня мастерства, ученику разрешали рисовать на папирусе.

Лучшими рисунками считались те, в которых преобладали тонкие и плавные линии контура. Именно из таких картин учителя и составляли альбомы для примера следующим поколениям учеников.

Правила изображения человека

Если к изображениям животных и птиц мастера были относительно лояльны, то к изображению человека требования были чрезвычайно строгие. Пропорции каждой части тела вымерялись с математической точностью, и должны были на сто процентов соответствовать канону, разработанному специальной группой людей, называемой художники-теоретики.

Правила изображения фигуры были разработаны таким образом, что, зная размер одной части тела, легко можно было определить пропорции всего изваяния, поэтому грамотные художники могли начать изображение с любой точки, или продолжить фигуру, начатую кем-то другим.

Для определения пропорций, всю фигуру снизу вверх делили на двадцать одну равную часть, единицей измерения при этом служила длина среднего пальца руки, вытянутого вдоль бедра.

Итоговый канон имел следующие пропорции: высота стопы – один палец. Расстояние от верхней части коленной чашечки до лобка – четыре пальца. Лобковая кость делит фигуру строго пополам. На одиннадцатом пальце находится пупок. Двенадцатый палец – верхний край гребня подвздошной кости. Межу четырнадцатым и пятнадцатым пальцами – соски. Шестнадцатый палец – кадык. Семнадцатый – кончик носа. Восемнадцатый – лобные бугры. Девятнадцатый – двадцать первый – голова в традиционном главном уборе.

Правилами были прописаны также такие нюансы как ширина глаз, носа, груди, толщина рук и ног, и прочие подобные характеристики.

В то время как пропорции тела соизмерялись относительно друг друга, относительные величины фигур определялись согласно их классовой принадлежности. Так, например, мужчина всегда был выше женщины, дети ниже своих родителей, раб меньше господина, а фараон всегда выше всех. Реальные пропорции людей при этом не имели никакого значения.

Отражение жизненной реальности вообще никогда не являлось задачей для египетских художников, их задачи были совершенно другими: живописцы призваны были украсить усыпальницу правителя, уместив в картину всю его жизнь, и при этом подчеркнув величие покойного.

Правила изображения предметов

Первое и главное правила изображения предметов – предмет не может быть выше человека. В остальном при прорисовке неодушевлённого предмета или животного художнику предоставлялась полная свобода действий, если правила и существовали, то продиктованы они были, лишь гармоничностью расположения рисунка на плоскости. Именно благодаря свободе художественного самовыражения животные и предметы на египетских рисунках выглядят более реалистично, нежели люди.

Правила нанесения рисунка

Расписывая гробницу, художник должен был создать на её стенах своеобразную книгу жизни и смерти покойного. Само собой разумеется, композиция размещалась на плоскости как единое целое и не могла содержать просветов. Для того чтобы создать такую плоскостную композицию художник должен был точно соблюдать правила фронтальности.

Живопись Древнего Египта основывалась именно на законах и принципах фронтальности, именно по этой причине все рисунки были линейными и лишенными трехмерности. Расстояние между объектами, и их положение в пространстве не учитывалось. Так, например, предметы, расположенные вдалеке и вблизи изображались на одном уровне.

Изображая на плоскости фигуру человека, художник придерживался следующих правил: голова, руки и ноги изображались в профиль, глаза и торс – в фас, живот - разворотом в три четверти.

При изображении многоплановых сцен фигуры второго плана размещались над фигурами первого, иногда отделяясь от них прямой вертикальной линией. Если предполагалось изображение нескольких стоящих рядом одинаковых фигур (например, солдаты в строю), первая из них тщательно прорисовывалась, после чего рядом добавлялись лишь контуры последующих.

Предметы, дома, гробницы и храмы изображались в плоскостном разрешении лишь одной из своих сторон.

Все фигуры на рисунке имели резко очерченный черный контур, лишь в тех случаях, когда необходимо было отделить друг от друга поверхности одного цвета, контур рисовали красным.

Техника нанесения рисунка

Рисунки наносились на поверхность древесным углём, либо процарапывались поверх штукатурки специальной заострённой палочкой. Далее контур раскрашивался в нужный цвет. Красящие пигменты художники получали из сажи, известняка, охры и медной руды. Краску нужного цвета смешивали со специальной вязкой жидкостью, затем делили на небольшие кусочки, которые смачивали водой, после чего раскрашивали ими картину. Готовый рисунок в целях сохранения долговечности покрывали воском.

Цвет в живописи Древнего Египта

Для египтян каждый из применяемых в рисунке цветов имел своё особое значение, которое было продиктовано жизненными циклами страны. Так красный, ассоциирующийся у людей с засухой и выжженной землёй, служил символом зла и разрушений. Зелёный, окрашивающий воды Нила в преддверии наводнения, стал цветом надежды. Черный – цвет плодородной почвы, считался символом смерти и возрождения. Желтый символизировал вечность. Синий олицетворял божественные волосы. Голубой служил символом Нила.

Для раскрашивания рисунка применялись свои правила. Так Осирис – бог смерти, изображался исключительно в зеленых тонах, Сет – бог разрушения и хаоса, был красным. Кожу женщин раскрашивали в блёдно-розовые или желтые тона, в то время как мужчины имели коричневую или красную кожу.

Цветовой фон рисунка, как правило, был нейтральным, что помогало избежать изменения тональности картины. По цвету фона рисунка, можно легко определить, к какому периоду древнеегипетской истории он принадлежит. Для рисунков периода Древнего Царства характерен сероватый фон. Картины Нового Царства писались на бледно-желтом фоне, перешедшем в последствии в насыщено - оранжевый.

Заключение

Каноны древнеегипетской живописи возникли в третьем тысячелетии до нашей эры и оставались незыблемы на протяжении многих веков. Лучшие художники и скульпторы Древней Греции стремились попасть в Египет, дабы овладеть навыками построения изображения, которые они считали совершенными.

Современный человек, глядя на древнеегипетскую живопись, возможно, посчитает, что это странные, небрежно написанные картинки. Но пренебрежение словно улетучивается, когда узнаёшь, какими невероятными знаниями, умениями и усердием должен был обладать художник, создающий эти летописи жизни и смерти.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Египет

Пирамиды в Египте

Пирамиды без сомнения являются визитной карточкой Египта. На протяжении долгих тысячелетий эти колоссы внушают уважение и вызывают множество вопросов. Они настолько совершенны и точны, что невольно возникает вопрос – человек ли их построил?

Замуж за египтянина, все о брачных отношениях в Египте

Фото Теперь браки между представителями разных государств явление довольно частое. Но нужно знать некоторые подводные камни, могут возникнуть на путь к счастливой семейной жизни, тем более, когда муж имеет гражданство Египта.
Разделы по теме:

Сноркелинг – руководство для начинающего и FAQ

Сноркелинг – руководство для  начинающего и FAQ Фото Статья познакомит Вас с одним из наиболее любопытных и экстремальных видов спорта – сноркелингом, а так же интересными его особенностями.

Фараоны в древнем Египте

На протяжении нескольких тысячелетий древним Египтом правили фараоны. Эти правители были воплощением бога на этой земле. Ведь по поверью египтян фараон рождался от верховного божества, который воплощался в царствующем монархе, и царицы матери. И действительно фараон регулировал все сферы жизни и принимал участие в религиозных обрядах. А его смерть становилась подлинной трагедией. Ведь без фараона нет Египта
Разделы по теме:

Культура Древнего Египта

Культура Египта внесла огромный вклад во всемирную культуру. В Египте много исторических памятников. После того, как они стали исчезать, остались лишь сведения и информация, которыми люди до сих пор продолжают пользоваться. Дальнейшее развитие мирового процесса имеет колоссальное значение в области искусства, науки и религии. Достижения культуры дошли до нашего времени и повлияли на внешний мир
Разделы по теме:

Египет: общая информация о стране

Один из видов египетского транспорта Что за тайну хранит в себе Черная земля Миср, что в переводе с арабского означает Египет? Почему десятки сотен паломников вот уже в течение 5 тысяч лет стремятся попасть туда? Нет никаких сомнений, что путешествие в Египет станет одним из самых ярких и замечательных событий в вашей жизни.
Разделы по теме:

Египетский бог Осирис

Одной из самых главных фигур в древнеегипетском пантеоне богов был Осирис. В египетской мифологии он ассоциируется с плодородием и земледелием, ежегодно умирая и воскресая, подобно растительному миру. Кроме того, царствуя в загробном мире, он вершил суд над умершими
Разделы по теме:

Египетский бог Гор

Культура Древнего Египта уникальна и интересна. Она завораживает своими загадками, не зря эта тема так любима режиссерами и писателями. Турист, отправляющийся в Египет преимущественно за жарким солнцем и морскими волнами, обязательно проникнется интересом к прошлому этого государства. Ведь историей, настолько древней, могут похвастаться далеко не все современные народы
Разделы по теме:

Экскурсии из Хургады

Фото В данной статье будут освещены основные экскурсии, совершаемые из Хургады. Каждая экскурсия достаточно подробно описана с перечисление основных достопримечательностей необходимых для посещения.
Разделы по теме:

Достопримечательности Египта – Храмы Абу-Симбела

Небольшой город в Египте, расположенный на одноименной скале Абу-Симбел, визитной карточкой которого являются два величайших храма. Древнеегипетские храмы, посвящены фараону Рамзесу II и его любимой жене Нефертари, и носят название города. Именно эти храмы известны многим - по четырем огромным фигурам фараона на входе, и являются такими же популярными как пирамиды