Живопись древнего Египта


Статья “Живопись Древнего Египта” познакомит читателя со всеми тонкостями древнего искусства, до сих пор считающегося одной из загадок человечества.

Как и любое другое искусство Древнего Египта, живопись на заре времён носила исключительно сакральный характер. Стены гробниц фараонов обильно украшались картинами, повествующими о жизни, смерти, погребении правителя, а также о том, что ждёт его в загробном бытии.

Школа живописи в Древнем Египте

Первые школы живописи Египта стали возникать в период существования Древнего Царства. В этих школах будущие художники постигали правила построения изображений, причем делали они это путём заучивания ране разработанных схем таблиц и формул, малейшее же отступление от канонов грозило ученику суровым наказанием, вплоть до избиения и изгнания из школы.

Помимо всевозможных таблиц, учебным пособием для юных живописцев могли служить самые качественные из рисунков, написанных выпускниками школы.

Большое внимание в школах уделялось технике рисунка. Ученик должен был с одной стороны уметь наносить плавные, ровные линии на гладкую поверхность, а с другой иметь достаточно твердую и сильную руку, чтобы выцарапывать на стене или камне контуры для создания фрески.

Рисовали ученики на глиняных досках, специальной палочкой нанося контур рисунка на влажную глину. Если в изображении имелись неточности, ученик заминал их пальцем, и на этом месте прорисовывал правильные контуры. Если же неправильным было всё изображение, юный художник заравнивал поверхность и рисовал весь контур заново.

При изображении фигуры человека доски предварительно расчерчивались клетками, по которым ученик ориентировался для соблюдения пропорций. После того, как рисунок был завершен, художник аккуратно заминал клетки пальцем. По достижении определённого уровня мастерства, ученику разрешали рисовать на папирусе.

Лучшими рисунками считались те, в которых преобладали тонкие и плавные линии контура. Именно из таких картин учителя и составляли альбомы для примера следующим поколениям учеников.

Правила изображения человека

Если к изображениям животных и птиц мастера были относительно лояльны, то к изображению человека требования были чрезвычайно строгие. Пропорции каждой части тела вымерялись с математической точностью, и должны были на сто процентов соответствовать канону, разработанному специальной группой людей, называемой художники-теоретики.

Правила изображения фигуры были разработаны таким образом, что, зная размер одной части тела, легко можно было определить пропорции всего изваяния, поэтому грамотные художники могли начать изображение с любой точки, или продолжить фигуру, начатую кем-то другим.

Для определения пропорций, всю фигуру снизу вверх делили на двадцать одну равную часть, единицей измерения при этом служила длина среднего пальца руки, вытянутого вдоль бедра.

Итоговый канон имел следующие пропорции: высота стопы – один палец. Расстояние от верхней части коленной чашечки до лобка – четыре пальца. Лобковая кость делит фигуру строго пополам. На одиннадцатом пальце находится пупок. Двенадцатый палец – верхний край гребня подвздошной кости. Межу четырнадцатым и пятнадцатым пальцами – соски. Шестнадцатый палец – кадык. Семнадцатый – кончик носа. Восемнадцатый – лобные бугры. Девятнадцатый – двадцать первый – голова в традиционном главном уборе.

Правилами были прописаны также такие нюансы как ширина глаз, носа, груди, толщина рук и ног, и прочие подобные характеристики.

В то время как пропорции тела соизмерялись относительно друг друга, относительные величины фигур определялись согласно их классовой принадлежности. Так, например, мужчина всегда был выше женщины, дети ниже своих родителей, раб меньше господина, а фараон всегда выше всех. Реальные пропорции людей при этом не имели никакого значения.

Отражение жизненной реальности вообще никогда не являлось задачей для египетских художников, их задачи были совершенно другими: живописцы призваны были украсить усыпальницу правителя, уместив в картину всю его жизнь, и при этом подчеркнув величие покойного.

Правила изображения предметов

Первое и главное правила изображения предметов – предмет не может быть выше человека. В остальном при прорисовке неодушевлённого предмета или животного художнику предоставлялась полная свобода действий, если правила и существовали, то продиктованы они были, лишь гармоничностью расположения рисунка на плоскости. Именно благодаря свободе художественного самовыражения животные и предметы на египетских рисунках выглядят более реалистично, нежели люди.

Правила нанесения рисунка

Расписывая гробницу, художник должен был создать на её стенах своеобразную книгу жизни и смерти покойного. Само собой разумеется, композиция размещалась на плоскости как единое целое и не могла содержать просветов. Для того чтобы создать такую плоскостную композицию художник должен был точно соблюдать правила фронтальности.

Живопись Древнего Египта основывалась именно на законах и принципах фронтальности, именно по этой причине все рисунки были линейными и лишенными трехмерности. Расстояние между объектами, и их положение в пространстве не учитывалось. Так, например, предметы, расположенные вдалеке и вблизи изображались на одном уровне.

Изображая на плоскости фигуру человека, художник придерживался следующих правил: голова, руки и ноги изображались в профиль, глаза и торс – в фас, живот - разворотом в три четверти.

При изображении многоплановых сцен фигуры второго плана размещались над фигурами первого, иногда отделяясь от них прямой вертикальной линией. Если предполагалось изображение нескольких стоящих рядом одинаковых фигур (например, солдаты в строю), первая из них тщательно прорисовывалась, после чего рядом добавлялись лишь контуры последующих.

Предметы, дома, гробницы и храмы изображались в плоскостном разрешении лишь одной из своих сторон.

Все фигуры на рисунке имели резко очерченный черный контур, лишь в тех случаях, когда необходимо было отделить друг от друга поверхности одного цвета, контур рисовали красным.

Техника нанесения рисунка

Рисунки наносились на поверхность древесным углём, либо процарапывались поверх штукатурки специальной заострённой палочкой. Далее контур раскрашивался в нужный цвет. Красящие пигменты художники получали из сажи, известняка, охры и медной руды. Краску нужного цвета смешивали со специальной вязкой жидкостью, затем делили на небольшие кусочки, которые смачивали водой, после чего раскрашивали ими картину. Готовый рисунок в целях сохранения долговечности покрывали воском.

Цвет в живописи Древнего Египта

Для египтян каждый из применяемых в рисунке цветов имел своё особое значение, которое было продиктовано жизненными циклами страны. Так красный, ассоциирующийся у людей с засухой и выжженной землёй, служил символом зла и разрушений. Зелёный, окрашивающий воды Нила в преддверии наводнения, стал цветом надежды. Черный – цвет плодородной почвы, считался символом смерти и возрождения. Желтый символизировал вечность. Синий олицетворял божественные волосы. Голубой служил символом Нила.

Для раскрашивания рисунка применялись свои правила. Так Осирис – бог смерти, изображался исключительно в зеленых тонах, Сет – бог разрушения и хаоса, был красным. Кожу женщин раскрашивали в блёдно-розовые или желтые тона, в то время как мужчины имели коричневую или красную кожу.

Цветовой фон рисунка, как правило, был нейтральным, что помогало избежать изменения тональности картины. По цвету фона рисунка, можно легко определить, к какому периоду древнеегипетской истории он принадлежит. Для рисунков периода Древнего Царства характерен сероватый фон. Картины Нового Царства писались на бледно-желтом фоне, перешедшем в последствии в насыщено - оранжевый.

Заключение

Каноны древнеегипетской живописи возникли в третьем тысячелетии до нашей эры и оставались незыблемы на протяжении многих веков. Лучшие художники и скульпторы Древней Греции стремились попасть в Египет, дабы овладеть навыками построения изображения, которые они считали совершенными.

Современный человек, глядя на древнеегипетскую живопись, возможно, посчитает, что это странные, небрежно написанные картинки. Но пренебрежение словно улетучивается, когда узнаёшь, какими невероятными знаниями, умениями и усердием должен был обладать художник, создающий эти летописи жизни и смерти.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Египет

Храм Хатшепсут в Египте

Река Нил делила Древний Египет на восточную и западную часть, на два царства: живых и мертвых. Величественные дворцы фараонов, монументальные храмы в честь богов египтяне возводили на восточном побережье Нила – в царстве живых. На западном берегу Нила возводили пирамиды, гробницы, поминальные храмы – своеобразное царство мертвых. Одним из поминальных храмов является храм Хатшепсут, выточенный прямо в скале. Его громадные размеры, разнообразие декоративных украшений превосходят подобные сооружения Древнего Египта. Храм стал известен не только благодаря уникальной архитектуре, но и во многом, благодаря личности Хатшепсут – женщине – фараону

Достопримечательности Египта – пирамида Джедефры

Пирамида Джедефра (Раджедефа) — пирамида в Египте, возведенная в период правления IV династии ориентировочно в 2580 — 2570 годах до н.э., что соответствует временам царствования фараона Джедефра (или Раджедефа), сына и наследника фараона Хеопса, вблизи с современной египетской деревушкой Абу Роаш

Долина царей в Луксоре

Долина царей в Луксоре Долина царей расположена в Египте за бывшим городом Фивы, который сейчас носит гордое название Луксор, среди множества других небольших долин. Когда-то это место было простым нагромождением скал, пока не была открыта Долина Царей, которая, спустя много тысяч лет, хранит в себе загадочные тайны.

Пирамида в Медуме в Египте

Статья “пирамида в Медуме в Египте (обзор достопримечательности)” расскажет читателю о одном из древнейших памятников египетской истории, положившем начало эпохе возведения самых загадочных построек в истории человечества

Мечеть Эль-Мурси Абуль-Аббаса в Египте

Александрия. Этот город не похож на другие города Египта, больше напоминая европейские города. Однако многочисленные мечети напоминают туристам, что они находятся в мусульманской стране. Одной из них является мечеть Эль-Мурси Абуль-Аббаса – удивительно красивый памятник архитектуры, явившийся, будто из восточной сказки. Однако это красота складывалась на протяжении долгих столетий

Способы обмана туристов в Египте

Лучшие курорты Египта – Хургада Самым популярным и самым любимым словом у египтян, живущих в туристических районах, является бакшиш. Слово, которое без перевода знают, кажется во всем мире. Бакшиш - то есть взятка, мзда, чаевые, подачка, благодарность, подарок, кто как назовет.
Разделы по теме:

Долина Царей в Египте

В данной статье речь пойдет о так называемой Долине царей, которая широко известна в мире как место, где можно собственными глазами увидеть древнейшую историю и соприкоснуться с нею. Здесь находятся гробницы фараонов, их детей, жен и просто богатейших людей времен Древнего Египта. Долина царей охраняется ЮНЕСКО с 1979 года и любому туристу будет интересно там побывать

Гелиополь в Египте

Являясь центром 13 нижнеегипетского нома Хека-анджу, Гелиополь служил для многих центром для поклонения богу солнца (изначально Атуму, затем Атум-Ра) и божеств, связанных непосредственно с ним. Для греков Атум и Ра отождествлялся как Гелиос. Собственно говоря, Гелиополь или «Город Солнца» так звучит на греческом языке название этого города. А на древнеегипетском языке – этот город носил название Иуну. Когда начался период Нового царства, Гелиополь был после столицы Фив самым религиозным центром. Этот город считался наиболее значимым, нежели древнейшая столица Мемфиса. Именно в этом городе, зародился основной и самый древний культ богов. Через всю историю прошла Гелиопольская девятка, которая почиталась жителями Древнего Египта

Часто задаваемые вопросы и ответы по Египту (ЧАВО)

В настоящее время Египет – один из центров туристического бизнеса Логично, что перед первой поездкой в Египет возникает множество вопросов (особенно у начинающих туристов). Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы будут рассмотрены в данной статье.
Разделы по теме:

Частые вопросы и ответы по Египту (ЧАВО)

В любое время года Египет утопает в солнечных лучах Египет – прекрасная страна, привлекающая туристов своими курортами, морем, солнцем, достопримечательностями, древней историей. Но прежде, чем ехать в Египет, нужно изучить некоторые особенности этой страны. В этой статье содержатся наиболее часто задаваемые о Египте вопросы и ответы на них.
Разделы по теме: