Живопись древнего Египта


Статья “Живопись Древнего Египта” познакомит читателя со всеми тонкостями древнего искусства, до сих пор считающегося одной из загадок человечества.

Как и любое другое искусство Древнего Египта, живопись на заре времён носила исключительно сакральный характер. Стены гробниц фараонов обильно украшались картинами, повествующими о жизни, смерти, погребении правителя, а также о том, что ждёт его в загробном бытии.

Школа живописи в Древнем Египте

Первые школы живописи Египта стали возникать в период существования Древнего Царства. В этих школах будущие художники постигали правила построения изображений, причем делали они это путём заучивания ране разработанных схем таблиц и формул, малейшее же отступление от канонов грозило ученику суровым наказанием, вплоть до избиения и изгнания из школы.

Помимо всевозможных таблиц, учебным пособием для юных живописцев могли служить самые качественные из рисунков, написанных выпускниками школы.

Большое внимание в школах уделялось технике рисунка. Ученик должен был с одной стороны уметь наносить плавные, ровные линии на гладкую поверхность, а с другой иметь достаточно твердую и сильную руку, чтобы выцарапывать на стене или камне контуры для создания фрески.

Рисовали ученики на глиняных досках, специальной палочкой нанося контур рисунка на влажную глину. Если в изображении имелись неточности, ученик заминал их пальцем, и на этом месте прорисовывал правильные контуры. Если же неправильным было всё изображение, юный художник заравнивал поверхность и рисовал весь контур заново.

При изображении фигуры человека доски предварительно расчерчивались клетками, по которым ученик ориентировался для соблюдения пропорций. После того, как рисунок был завершен, художник аккуратно заминал клетки пальцем. По достижении определённого уровня мастерства, ученику разрешали рисовать на папирусе.

Лучшими рисунками считались те, в которых преобладали тонкие и плавные линии контура. Именно из таких картин учителя и составляли альбомы для примера следующим поколениям учеников.

Правила изображения человека

Если к изображениям животных и птиц мастера были относительно лояльны, то к изображению человека требования были чрезвычайно строгие. Пропорции каждой части тела вымерялись с математической точностью, и должны были на сто процентов соответствовать канону, разработанному специальной группой людей, называемой художники-теоретики.

Правила изображения фигуры были разработаны таким образом, что, зная размер одной части тела, легко можно было определить пропорции всего изваяния, поэтому грамотные художники могли начать изображение с любой точки, или продолжить фигуру, начатую кем-то другим.

Для определения пропорций, всю фигуру снизу вверх делили на двадцать одну равную часть, единицей измерения при этом служила длина среднего пальца руки, вытянутого вдоль бедра.

Итоговый канон имел следующие пропорции: высота стопы – один палец. Расстояние от верхней части коленной чашечки до лобка – четыре пальца. Лобковая кость делит фигуру строго пополам. На одиннадцатом пальце находится пупок. Двенадцатый палец – верхний край гребня подвздошной кости. Межу четырнадцатым и пятнадцатым пальцами – соски. Шестнадцатый палец – кадык. Семнадцатый – кончик носа. Восемнадцатый – лобные бугры. Девятнадцатый – двадцать первый – голова в традиционном главном уборе.

Правилами были прописаны также такие нюансы как ширина глаз, носа, груди, толщина рук и ног, и прочие подобные характеристики.

В то время как пропорции тела соизмерялись относительно друг друга, относительные величины фигур определялись согласно их классовой принадлежности. Так, например, мужчина всегда был выше женщины, дети ниже своих родителей, раб меньше господина, а фараон всегда выше всех. Реальные пропорции людей при этом не имели никакого значения.

Отражение жизненной реальности вообще никогда не являлось задачей для египетских художников, их задачи были совершенно другими: живописцы призваны были украсить усыпальницу правителя, уместив в картину всю его жизнь, и при этом подчеркнув величие покойного.

Правила изображения предметов

Первое и главное правила изображения предметов – предмет не может быть выше человека. В остальном при прорисовке неодушевлённого предмета или животного художнику предоставлялась полная свобода действий, если правила и существовали, то продиктованы они были, лишь гармоничностью расположения рисунка на плоскости. Именно благодаря свободе художественного самовыражения животные и предметы на египетских рисунках выглядят более реалистично, нежели люди.

Правила нанесения рисунка

Расписывая гробницу, художник должен был создать на её стенах своеобразную книгу жизни и смерти покойного. Само собой разумеется, композиция размещалась на плоскости как единое целое и не могла содержать просветов. Для того чтобы создать такую плоскостную композицию художник должен был точно соблюдать правила фронтальности.

Живопись Древнего Египта основывалась именно на законах и принципах фронтальности, именно по этой причине все рисунки были линейными и лишенными трехмерности. Расстояние между объектами, и их положение в пространстве не учитывалось. Так, например, предметы, расположенные вдалеке и вблизи изображались на одном уровне.

Изображая на плоскости фигуру человека, художник придерживался следующих правил: голова, руки и ноги изображались в профиль, глаза и торс – в фас, живот - разворотом в три четверти.

При изображении многоплановых сцен фигуры второго плана размещались над фигурами первого, иногда отделяясь от них прямой вертикальной линией. Если предполагалось изображение нескольких стоящих рядом одинаковых фигур (например, солдаты в строю), первая из них тщательно прорисовывалась, после чего рядом добавлялись лишь контуры последующих.

Предметы, дома, гробницы и храмы изображались в плоскостном разрешении лишь одной из своих сторон.

Все фигуры на рисунке имели резко очерченный черный контур, лишь в тех случаях, когда необходимо было отделить друг от друга поверхности одного цвета, контур рисовали красным.

Техника нанесения рисунка

Рисунки наносились на поверхность древесным углём, либо процарапывались поверх штукатурки специальной заострённой палочкой. Далее контур раскрашивался в нужный цвет. Красящие пигменты художники получали из сажи, известняка, охры и медной руды. Краску нужного цвета смешивали со специальной вязкой жидкостью, затем делили на небольшие кусочки, которые смачивали водой, после чего раскрашивали ими картину. Готовый рисунок в целях сохранения долговечности покрывали воском.

Цвет в живописи Древнего Египта

Для египтян каждый из применяемых в рисунке цветов имел своё особое значение, которое было продиктовано жизненными циклами страны. Так красный, ассоциирующийся у людей с засухой и выжженной землёй, служил символом зла и разрушений. Зелёный, окрашивающий воды Нила в преддверии наводнения, стал цветом надежды. Черный – цвет плодородной почвы, считался символом смерти и возрождения. Желтый символизировал вечность. Синий олицетворял божественные волосы. Голубой служил символом Нила.

Для раскрашивания рисунка применялись свои правила. Так Осирис – бог смерти, изображался исключительно в зеленых тонах, Сет – бог разрушения и хаоса, был красным. Кожу женщин раскрашивали в блёдно-розовые или желтые тона, в то время как мужчины имели коричневую или красную кожу.

Цветовой фон рисунка, как правило, был нейтральным, что помогало избежать изменения тональности картины. По цвету фона рисунка, можно легко определить, к какому периоду древнеегипетской истории он принадлежит. Для рисунков периода Древнего Царства характерен сероватый фон. Картины Нового Царства писались на бледно-желтом фоне, перешедшем в последствии в насыщено - оранжевый.

Заключение

Каноны древнеегипетской живописи возникли в третьем тысячелетии до нашей эры и оставались незыблемы на протяжении многих веков. Лучшие художники и скульпторы Древней Греции стремились попасть в Египет, дабы овладеть навыками построения изображения, которые они считали совершенными.

Современный человек, глядя на древнеегипетскую живопись, возможно, посчитает, что это странные, небрежно написанные картинки. Но пренебрежение словно улетучивается, когда узнаёшь, какими невероятными знаниями, умениями и усердием должен был обладать художник, создающий эти летописи жизни и смерти.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Египет

Египетская богиня Исида

Среди множества мировых культур, религий и мифологий существует одна устойчивая тенденция, большинство богов, а уже тем более верховных сверх сильных существ олицетворяются в лицах мужского пола. С чем связана такая тенденция? Где место женщины в древнем мире и сегодня, какими силами она может обладать и что нести с собой в мир? Вопросы, безусловно, философские и требующие вдумчивого подхода. Где как не в древних легендах, отражающих тенденции общественных течений эпох можно почерпнуть такую информацию
Разделы по теме:

Бюст Нефертити в Египте

Египет полон загадок и тайн, пирамиды, фараоны, великий Сфинкс. Наряду с известными на весь мир фараонами – Тутанхамоном, Хеопсом, Джосером и т.д., в истории этой древней страны с богатой историей смогли оставить свой след и женщины – Клеопатра, Нефертити.

На сегодняшний день бюст Нефертити это одно из самых известных произведений древнеегипетского искусства, выполненного в амарнском стиле. Бюст представляет собой стилизованный портрет Царицы Нефертити, которая была супругой фараона Эхнатона, который вошел в историю благодаря ряду инновационных реформ, его правление пришлось на период с 1351-1334 гг. до н.э. В настоящее время бюст Нефертити выставлен в качестве экспоната в Новом музее, в Берлине

Луксор в Египте

В статье речь пойдет об одном из замечательнейших мест в Египте. Это курортное местечко – рай для туриста и поэтому каждый побывавший в Египте просто обязан посетить его. Здесь я расскажу кое-что о самом городе, о его достопримечательностях, истории и постараюсь дать некоторые полезные советы тем, кто собирается совершить путешествие в Египет

Достопримечательности Египта – Пирамида Микерина

На плато Гиза расположены три пирамиды: пирамида Хеопса, пирамида Хефрена и пирамида Микерина, которая является самой маленькой, несмотря на прозвище «Херу», т.е. высокая. Микерина немного отличается от других сооружений, поэтому во время античности ее приписывали гетере Родопис. Однако она принадлежит внуку Хеопсу – Менкаура

Какие есть экскурсии для туристов в Египте

Не одно столетие удивляет своих гостей и туристов этот сказочная страна Египет. Он и сегодня продолжает очаровывать каждого из нас, будоражить наше воображение.

В этой стране насыщенной памятниками архитектуры и морской фауной, которую не тронул человек, можно познакомиться с эпохой древнего мира. Почувствовать себя его частицей. Всегда можно выбрать экскурсии, предлагаемые туристическими компаниями. Их выбор очень разнообразен, поэтому можно заранее запланировать места посещения и знакомства с достопримечательностями этой великой страны.

Попробуем пройтись по основным достопримечательностям Египта. То есть проведем культурно-познавательную экскурсию

Разделы по теме:

История Египта

Развитие и становление современного Египта преодолело несколько периодов. Каждый период внес свою лепту в историю развития этой замечательной страны
Разделы по теме:

Достопримечательности Египта – Ломаная пирамида

«Ломаная» пирамида – это одна из древнейших пирамид Египта, которая была возведена примерно в XXVI веке до нашей эры. Этот памятник архитектуры был создан во времена правления фараона Снофру

Биография Хеопса

Хеопс – греческое имя египетского фараона Хуфу - третьего царя в четвертой древнеегипетской династии. Его имя известно во всем мире благодаря возведению самой огромной пирамиды в Гизе. Согласно свидетельствам античных персидских и греческих историков, Хеопс закрепил за собой репутацию деспота и тирана, который истощил ресурсы страны и изнурял тяжелой работой египтян для того, чтобы прославиться строительством великой пирамиды. Однако найденные немногочисленные прижизненные источники свидетельствуют о Хеопсе, как о мудром и дальновидном правителе
Разделы по теме:

Загадки древнего Египта

Египет это страна которая вся наполнена звуками и отголосками своего богатого прошлого, насчитывающего историю в несколько тысячелетий. Это страна броской красоты и волнующих красок - небесно голубое море и пустыня, пустыня, пустыня.

Египет по праву можно считать колыбелью цивилизации. Сегодня эта страна считается сокровищницей руин и памятников культуры, родиной множества мифов и легенд, древних проклятий пирамид и несметных богатств скрытых в них, а так же бесчисленные загадки фараонов

Разделы по теме:

Лучшие курорты Египта – Таба

Лучшие курорты Египта – Таба Таба – небольшой курортный город в Египте. Благодаря комфортабельным отелям, в которых клиентов обслуживают на очень высоком уровне, создавая все необходимые бытовые условия и предоставляя различные возможности для развлечений, а также благодаря отсутствию ночных клубов и дискотек этот курорт считается идеальным местом для отдыха с детьми.
Разделы по теме: