Искусство древнего Египта


Статья “Искусство древнего Египта” познакомит читателя с культурой одной из самых загадочных и мистических стран в истории человечества.

Искусство XXXII — XXIV веков до нашей эры (Древнее царство)

В начале III тысячелетия до нашей эры в искусстве Египта складываются те фундаментальные каноны, которых придерживались следующие поколения творцов на протяжении многих столетий.

Особое место в искусстве Древнего царства занимала Архитектура и, в частности, возведение усыпальниц царских особ. На строительство последнего пристанища фараонов не жалели ни денег, ни человеческих сил, именно для такого рода строительства разрабатывались новые технологии, именно здесь воплощались самые передовые идеи.

Связанно такое усердие было с верой в то, что дух фараона, являвшего собой при жизни олицетворение божественных сил, при оказании ему должного почёта, будет и после смерти оберегать свой народ от бед.

Именно в период Древнего царства возникла идея возведения усыпальниц в форме пирамид. Автором этой идеи стал знаменитый египетский архитектор, врач и астроном – Имхотеп, который за свою великую идею был наречен величайшим из мудрецов, а позднее сыном самого бога Птаха. Покоился же в первой египетской пирамиде царь III династии Джосер.

Скульптура и живопись

В Отличие от Древней Греции, где скульптуры создавались с эстетическо-созерцательной целью, египетские скульптуры времен Древнего царства носили в основном сакральный характер.

Множество статуй времен Древнего царства, сохранившихся до наших дней, были найдены при раскопках храмов, в основном это статуи изображавшие фараонов и членов их семей. Подобные скульптуры помещались в храмы с целью обеспечить фараону благосклонность и покровительство высших сил.

Большая же часть скульптур извлекалась из царских усыпальниц. Культовое назначение многих из них до сих пор доподлинно неизвестно, так как немногие из них сохранили свой первозданный вид и местоположение в усыпальнице.

Материал, используемый для изготовления скульптур этого периода достаточно разнообразен. До нашего времени дошли прекрасные образцы из песчаника, красного и черного гранита, шифера, также довольно активно использовалось дерево.

Довольно распространённым видом искусства была живопись. Картинами, изображавшими фараонов, и сцены из жизни богов, обильно украшали колонны и стены гробниц и храмов. В период Древнего царства уже существовало три вида изобразительного искусства: барельеф, врезанный рельеф и роспись.

Барельеф использовался наиболее часто, менее распространенный врезанный рельеф отличался тем, что поверхность, служившая фоном картины, оставалась целой, а контуры изображения делались более глубокими.

Мастера росписи в своём искусстве применяли несколько техник. В классическом варианте роспись выполнялась по сухой основе, но известны и особые случаи, когда этот общепринятый способ успешно сочетали с техникой заполнения заранее изготовленных в картине углублений разноцветными пастами. Известным примером такой росписи стали гробницы в Медуме.

Для получения красок египтяне использовали минеральные вещества: сажа давала черный цвет, охра – желтый и красный; белый получали из известняка, зелёный из измельченного малахита; для получения оттенков синего цвета использовали кобальт, медь и измельченный лазурит.

В это время окончательно сложились основные правила создания картин. Согласно им фигура главного действующего лица сцены изображается крупнее, нежели все остальные; голова и ноги человека изображаются в профиль, в то время как торс и глаза написаны в фас; предметы, находящиеся дальше изображаются на картине выше ближних; изображения и надписи едины.

Искусство XXI – XVIII веков до нашей эры (Среднее царство)

Архитектура начала двадцать первого века представляла собой смесь из традиций строительства раннего и позднего периодов Древнего царства. Проще говоря, усыпальницы царей Среднего царства представляли собой сочетание классических скальных гробниц и пирамид. Наиболее известный пример этого жанра архитектуры - гробница Ментухотепа I.

Позднее, фараон Аменемхет I предпочтет вернуться к традиции постройки усыпальниц в форме пирамид, однако такие пирамиды будут уже гораздо меньше, да и грубые просчеты архитекторов не позволят им сохраниться в веках.

Скульптура и живопись

В начале существования Среднего царства скульпторы и художники еще безукоризненно придерживались древних традиций, однако уже на рубеже XX века мастера Среднего Египта стали модернизировать унаследованные каноны. В частности пропорциональное деление изображаемых в росписях фигур увеличивается в несколько раз и доходит до 15 – 18-ти делений, вместо прежних 5 – 6-ти. Так же в росписях и рельефах появляются новые сюжеты, а изображаемые сцены становятся более реалистичными.

Для получения мягких оттенков, в уже привычные краски добавляют белила. Всё чаще можно встретить, абсолютно новые, коричневый и пурпурный цвета.

Техника скульптуры также претерпевает изменения: на смену резкости очертаний приходят плавные мягкие линии, создающие впечатление подлинного человеческого тела. Лица людей становятся более живыми и при этом спокойными, они уже не несут в себе пафоса, свойственного скульптурам Древнего царства.

Искусство Нового царства

Период Нового царства – это время необратимых преобразований в египетском искусстве. На заре Нового царства фараон утрачивает свою былую значимость, теперь основная роль в жизни общества принадлежит богам и их жрецам.

Это обстоятельство очень быстро находит отражение в архитектуре: более не существует культа постройки гробниц, с тем же фанатичным усердием архитекторы теперь возводят величественные храмы.

Росписи и барельефы, найденные в гробницах того периода, повествуют уже не о величии и богоподобности фараона, а о том, как правитель и его семейство покорно служат великим богам.

Правление Эхнатона

Постепенно жрецы превращаются в самостоятельную, могущественную политическую силу. Так продолжается до прихода к власти фараона Эхнатона. В XIV веке до нашей эры Эхнатон издаёт указ, упраздняющий всех древних богов, а соответственно и отменяющий культ поклонения им.

Теперь единственным богом считается Атон (солнце), а единственным наместником Атона на земле называется фараон. Таким смелым поступком Эхнатон мгновенно лишает жрецов былой значимости, чем превращает их в своих злейших врагов.

Искусство времён Эхнатона всячески подчёркивает значение фараона и его единство с Атоном. Примером тому служат огромные, трехметровые статуи Эхнатона, возведенные во дворе храма Атона в Карнаке, и барельефы, на которых сам Атон вручает фараону знаки жизни.

Вместе с тем искусство, прославляющее фараона, утрачивает свои канонические черты. Изображения Эхнатона, относящиеся к позднему периоду его правления, лишены идеализированных черт, которыми ранее награждали фараонов.

Даже вышеупомянутые огромные статуи Эхнатона, изображают фараона обычным, не отличающимся особой статью человеком, с далеко некрасивым лицом, тонкой длинной шеей и фигурой, больше походящей на женскую. Портретное сходство становится отныне обязательным каноном изобразительного искусства.

Новые требования повергли в шок мастеров, вовсе не готовых к такому развитию событий. Привыкшие к постепенной модернизации правил, пришедших из древности, они совершенно не знали, в каком направлении мыслить теперь.

Именно по этой причине ранние скульптуры и рисунки того периода отличаются остротой и неровностью линий, диспропорциональностью фигур. Однако с течением времени линии становятся всё более плавными, а скульптуры и картины реалистичными, наделёнными жизнью.

Довольно интересные веяния возникли и в традиционном заупокойном культе египтян. Теперь они верили, что душа не покидает пределов этого мира, покойный просыпается в своей гробнице с первыми лучами великого Атона и проводит день среди живых. Таким образом, была утрачена вера в существование загробной реальности.

Вскоре после смерти Эхнатона все его новшества были искоренены, а сам фараон – посмертно проклят. Но, хотя официально общество вернулось к старому укладу жизни, указанный Эхнатоном путь развития уже не позволял египтянам жить и верить по-прежнему.

Заключение

Искусство Древнего Египта формировалось и эволюционировало вместе с тем, как менялись взгляды египтян на окружающую действительность, лишь одно оставалось неизменным всегда: искусство служило зеркалом, в котором отражались культовые верования нации.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Египет

Фараоны древнего Египта

Древний Египет хранит множество тайн, которые представляют интерес для огромного количества людей во всём мире. Ирригационная система, обработка камня, изобретение зеркала – все эти открытия были сделаны в древнеегипетскую эпоху. Во главе каждого из них стоял неограниченный во власти хозяин страны – фараон
Разделы по теме:

Экскурсия в монастырь Св. Екатерины

Фото Монастырь Св. Екатерины – это единственный христианский монастырь на территории Синая, который остается действующим с момента его основания. С VI века монастырь ни разу не был закрыт или разрушен.
Разделы по теме:

Особенности Египта – правила поведения и этикет при торговле и общении

Особенности Египта – правила поведения и этикет при торговле и общении Фото В Египте Вам, без сомнения, придется столкнуться с местными жителями, как при совершении какого-либо рода сделок, так и при простом общении. Важно, чтобы при этом Вы вели себя так, чтобы в дальнейшем не возникло проблем из-за банального недопонимания. Вы узнаете много нового об интересных и необычных обычаях этикета в Египте, некоторых заслуживающих внимания правилах, принятых в общении и торговле.
Разделы по теме:

Государственный строй Древнего Египта

Около 5 тыс. лет назад на территории современного Египта образовалось единое государство, ставшее основой египетской цивилизации. Ее существование сопровождалось периодами расцвета и упадка
Разделы по теме:

Фараоны в древнем Египте

На протяжении нескольких тысячелетий древним Египтом правили фараоны. Эти правители были воплощением бога на этой земле. Ведь по поверью египтян фараон рождался от верховного божества, который воплощался в царствующем монархе, и царицы матери. И действительно фараон регулировал все сферы жизни и принимал участие в религиозных обрядах. А его смерть становилась подлинной трагедией. Ведь без фараона нет Египта
Разделы по теме:

Шопинг и сувениры в Египте

Шопинг и сувениры в Египте - Фото Попав в Египет в первый раз, не всякий турист сразу приходит в себя от обилия сувенирных лавочек и магазинов. Что именно выбрать и какую цену заплатить – вот основные вопросы, на которые нелегко найти ответ, если не знаешь «особенностей национальной охоты» за сувенирами.
Разделы по теме:

Обитатели глубин Красного моря

Воды Красного моря таят в себе опасность Эта статья рассказывает об удивительных обитателях Красного моря. Некоторых из них можно увидеть на пляже, на мелководье, другие встречаются только в морских глубинах. Встреча со многими представителями подводного мира не сулит человеку ничего хорошего, но среди них и совсем безобидные существа.
Разделы по теме:

Биография Рамзеса 2

История Древнего Египта необычайно таинственна, полна интереснейших фактов. Легендами окутаны имена великих правителей прошлого. Одним из них был фараон Рамзес 2, чье длительное, растянувшееся на 66 лет правление пришлось на 1290-1224 г. до н. э. Дела этого властителя нашли свое отражение в документах той эпохи, благодаря чему сегодня многое известно о его жизни
Разделы по теме:

Наиболее посещаемые достопримечательности Египта

Зачастую, стремление людей попасть в страну солнечного тепла и света объясняется большим желанием воочию увидеть памятники древнеегипетской архитектуры, которыми эта территория просто изобилует
Разделы по теме:

Экскурсия Каир-Александрия (автобус) 2 дня.

Экскурсия Каир-Александрия (автобус) 2 дня. За сравнительно небольшой отрезок времени туристы, забронировавшие экскурсию Каир-Александрия, смогут увидеть множество уникальных культурных памятников и посетить несколько легендарных мест.
Разделы по теме: