Египетский бог Осирис


Одной из самых главных фигур в древнеегипетском пантеоне богов был Осирис. В египетской мифологии он ассоциируется с плодородием и земледелием, ежегодно умирая и воскресая, подобно растительному миру. Кроме того, царствуя в загробном мире, он вершил суд над умершими.

Происхождение Осириса.

Жрецы одного из древнеегипетских религиозных центров Гелиополя в основе происхождения вселенной и человека представляли девятку самых главных богов – Энеаду. Согласно «Текстам пирамид» - надписям, найденным на стенах внутри пирамид пятой династии, Осирис был старшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба, являясь представителем четвертого поколения богов. В день его появления уже было известно о том, что он станет самым могущественным владыкой на земле и на небе, и что он сын бога солнца Ра. Местом рождения Осириса считается пустыня, расположенная к западу от Мемфиса, место, где по мнению древних египтян начиналось загробное царство.

Египтяне изображали Осириса как человека с зеленой кожей, у которого ноги и нижняя часть туловища обмотаны как у мумии, а в руках находятся символы царской власти: цеп и крюк. Отличительной чертой божества была высокая корона с перьями по бокам. Часто бога изображали в окружении вьющихся растений, или же сами стволы растений обвивали тело Осириса.

Кроме Осириса богиня Нут родила бога Хора, злого бога пустыни Сета, богиню любви, материнства и супружеской верности Исиду и богиню-покровительницу мертвых Нефтиду. Исида и Осирис полюбили друг друга еще во чреве матери, и впоследствии стали мужем и женой. Эти две фигуры занимают центральное место в древнеегипетской мифологии.

Жизнь, смерть и возрождение Осириса.

Унаследовав трон у своего отца Геба, Осирис правил на земле вместе с Исидой. В те времена в Египте царили мир и покой. Осирис обучил людей земледелию, орошению земель, ремеслам, искусству врачевания, письму и строительству городов. Очень важными стали исполнение людьми законов и почитание богов. После установления порядка в Египте, Осирис решил отправиться в другие страны для обучения иных народов. Править страной осталась Исида, которая продолжала обучать египтян медицине и магии, а женщин - ведению домашнего хозяйства и сохранению семьи.

Сет завидовал брату и ненавидел его за любовь людей к своему правителю. К тому же, Сет был тайно влюблен в Исиду. Задумав убить Осириса, Сет приказал смастерить саркофаг по меркам его тела, и по возвращению брата из путешествия созвал пир. В разгар ужина слуги внесли саркофаг, украшенный драгоценными металлами и камнями. Сет предложил гостям по очереди ложиться в сундук, и кому тот придется в пору, тому и будет дорогим подарком. Когда в саркофаг лег Осирис, демоны, помогавшие Сету в заговоре, захлопнули крышку, обвязали саркофаг ремнями, запаяли свинцом и бросили его в реку.

Саркофаг не утонул, его течением отнесло к берегам Библоса, где он застрял в ветвях вереска. Когда дерево разрослось, саркофаг оказался внутри ствола. Царь Библоса, увидев сильное дерево, приказал срубить его и сделать из него колонну для дворца.

Узнав о происшедшем с мужем, Исида отправилась на поиски его тела. Дети, повстречавшиеся ей на пути, подсказали, где видели саркофаг. Устроившись в услужение к правителю Библоса, Исида уговорила правителя отдать ей колонну. Разрубив ствол дерева, Исида извлекла из него тело мужа. Сам ствол Исида окропила маслом и обернула льном. С тех пор столб из дерева Джед является символом Осириса.

Тело мужа Исида втайне доставила в Египет, где спрятала в зарослях камыша на берегу Нила. Однажды, отправившись на охоту, Сет наткнулся на тело Осириса. В гневе он разрубил брата на четырнадцать частей и раскидал их в разные стороны по всему Египту.

Исида вновь отправилась искать мужа. В этом ей помогали Нефтида и шакалоподобный бог Анубис. Когда какая-либо часть тела Осириса находилась, в этом месте Исида совершала погребальный обряд и ставила надгробную стелу. Этим объясняется наличие нескольких захоронений, претендующих на гробницы Осириса. Единственная часть тела, которая не была найдена – это фаллос Осириса, который съели рыбы. Исида слепила фаллос из глины и прирастила его к воссоединенному телу Осириса. Анубис помог запеленать и забальзамировать тело. Так появилась первая мумия в Египте.

Исида очень сожалела, что не родила сына Осирису. Тогда, превратившись в самку коршуна, она распластала крылья по мумии своего мужа, с помощью магии извлекла из него жизненную силу и забеременела. Рожденного сына Исида назвала Гором.

Когда Гор вырос, он смог отомстить Сету за смерть своего отца. Свое око, вырванное Сетом в самом начале битвы, Гор дал проглотить отцу, после чего Осирис воскрес. Но на землю Осирис не возвратился, а стал правителем загробного мира. На земле остался править Гор, передавший впоследствии трон фараонам.

Земледельческий культ Осириса

Описание в мифах смерти и возрождения Осириса связано с его функциями в качестве бога плодородия и земледелия. Сев ассоциировался с похоронами зерна - Осириса, всходы – с его возрождением, жатва – с умерщвлением.

В конце зимы – начале весны в Египте проводили обряд, во время которого воссоздавались эпизоды мифов об Осирисе. Жрицы, олицетворявшие Исиду и Нефтиду, изображали поиски и оплакивание смерти бога. После этого инсценировался бой Гора и Сета, заканчивавшийся водружением столба «джеда», посвященного Осирису и означавшего его возрождение (и воскрешение природы).

Обряды коронации фараона также были связаны с Осирисом. Молодой царь изображался Гором, а умерший фараон становился самим Осирисом, предполагая, что он также оживет после смерти.

Другой, ставший известным историкам, обряд олицетворяет Осириса как бога растительности. Во время обряда статуя Осириса, расположенная в храме, засыпалась зерном и ко времени наступления праздника появлялись всходы растений, символизировавшие возрождение божества. Найдено множество рисунков, на которых изображен жрец, поливающий мумию Осириса с проросшими из нее колосьями. Функции Осириса, связанные с земледелием, во время обрядов выполнял фараон. Перед началом подъема воды в Ниле фараон бросал в реку свиток с указом воде разлиться, на празднике урожая срезал первый сноп и приносил жертвы в благодарность богам.

Основным древнеегипетским центром культа Осириса был Абидос, где ежегодно проводился фестиваль в честь божества. Считается, что в Абидосе расположена гробница Осириса. В городе Джеду также был распространен культ Осириса. Кроме того, со временем Осириса стали почитать как одного из важнейших богов не только по всему Египту, но и за его пределами.

Осирис – правитель загробного мира.

Древние египтяне верили, что подобно Осирису они возродятся после смерти. Попадая в загробный мир Дуат, умерший должен был преодолеть много препятствий и предстать перед вратами Чертога двух истин, в котором вершил суд Осирис. Согласно Книге мертвых, во время суда Осирис восседал на троне в окружении 42 богов (по числу номов или провинций), а боги Анубис и Тот взвешивали на весах сердце умершего, олицетворявшее душу. Противовесом служила Правда - перо богини правосудия Маат.

Грешников поедало чудовище Амат с телом льва и головой крокодила. Праведников ждала безоблачная жизнь в полях Иалу. Любой египтянин знал и учил заклинания, которые смогут помочь ему в путешествии по Дуату, и слова оправдательной речи, которую предстоит сказать на суде Осириса.

Родственники умерших должны были обеспечить необходимые материальные блага для существования в загробном мире. Позднее больший перевес над жертвенными благами получили молитвы и заклинания, обращенные к Осирису и другим богам с просьбой о содействии умершему в обеспечении его всем необходимым.

Поскольку суд перед лицом Осириса был неизбежен для любого египтянина, культ этого божества был самым доминирующим, а сам бог воспринимался как наиглавнейший из всех других. Большинство жителей древнего Египта верили в справедливость высшего суда правителя загробного царства и в то, что самым главным на суде являются не богатство и положение, а моральные качества и поступки.

Заключение.

Образ бога Осириса впитал в себя все многообразие эволюции религии древнего Египта, соединив в себе культ царя, воскресающего бога и судьи загробного мира. В то же время с его именем связано объяснение наиболее значимых для египтян воспроизводительных явлений растительного мира, а также появления у человека его знаний и умений. Влияние этого божества распространилось и на древнегреческую мифологию, и даже находит отголоски в христианстве.

Разделы по теме:


Еще материалы из раздела Египет

Достопримечательности Египта – Вади-аль-Хитан

Вади-аль-Хитан, или Долина китов считается одним из самых уникальных мест в мире. Палеонтологические остатки создала сама природа и предоставила нам великолепную возможность быть ближе к географии и истории древнего мира

Карнакский храм в Египте

Карнакский храм в Египте Фото Для любителей красивейших исторических памятников и комфортабельного отдыха, вряд ли найдется места, более подходящего по красоте и уровню культуры, нежели Египетский город Луксор, который является одним из самых крупных музеев мира под открытым небом. Экскурсии в это место – один из способов получить незабываемые впечатления и эмоции.

Нил и круизы по нему в Египте

Лучшие курорты Египта – Хургада Настоящая статья содержит краткую информацию о географии Нила, его значении в истории Египта, а также описание нескольких маршрутов составной частью которых является круиз по Нилу.

Храм Хатшепсут в Египте

Река Нил делила Древний Египет на восточную и западную часть, на два царства: живых и мертвых. Величественные дворцы фараонов, монументальные храмы в честь богов египтяне возводили на восточном побережье Нила – в царстве живых. На западном берегу Нила возводили пирамиды, гробницы, поминальные храмы – своеобразное царство мертвых. Одним из поминальных храмов является храм Хатшепсут, выточенный прямо в скале. Его громадные размеры, разнообразие декоративных украшений превосходят подобные сооружения Древнего Египта. Храм стал известен не только благодаря уникальной архитектуре, но и во многом, благодаря личности Хатшепсут – женщине – фараону

Долина царей в Луксоре

Долина царей в Луксоре Долина царей расположена в Египте за бывшим городом Фивы, который сейчас носит гордое название Луксор, среди множества других небольших долин. Когда-то это место было простым нагромождением скал, пока не была открыта Долина Царей, которая, спустя много тысяч лет, хранит в себе загадочные тайны.

Абу-Симбел в Египте

Абу-Симбел уже давно стал одной из визитных карточек Египта. Это уникальный храм, высеченный в скале, внесенный ЮНЕСКО в список всемирного наследия. Помимо того это единственный храм, который из-за угрозы затопления перенесли на более высокое место

Достопримечательности Египта – Луксорский храм

Луксорский храм - один из памятников древнейшей египетской цивилизации, находится на месте уже не существующего города Фивы. В древности египтяне называли этот храм «ипут-ресит», что переводится как «южные тайные покои»

Курорты Египта

На берегу моря В данной статье в краткой форме описаны наиболее известные курорты Египта. Также даны некоторые рекомендации российским туристам по выбору мест отдыха.
Разделы по теме:

Самые большие аквапарки Хургады

Интерес к отдыху в Египте не ослабевает у туристов. Доступные цены, тёплое Красное море, увлекательные экскурсии и развитая инфраструктура способствуют незабываемому отдыху. А египетский курорт Хургада как нельзя лучше подходит для семейного отдыха. Помимо отдыха, увлекательного шоппинга и экскурсий, туристов порадуют отели с прекрасными аквапарками, где можно отлично отдохнуть как всей семьёй, так и большой дружной компанией
Разделы по теме:

Дахшур в Египте

На что можно посмотреть туристу в Египте? Конечно же на пирамиды, которых тут великое множество. Каждый фараон строил себе пирамиду, служившую ему усыпальницей. Фараон Снофру решил построить себе две пирамиды, недаром его имя переводится – «Создающий красоту». И сегодня эта красота, построенная на плато Дахшур, радует глаз туриста. Пирамида Снофру не такая известная, как многие, но невероятно впечатляет своей красотой и восхищает величием